Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Органы исполнительной власти как субъекты административного права

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Право и юриспруденция / Физические лица как субъекты административного права / Органы исполнительной власти как субъекты административного права
Содержание статьи

Понятие органа исполнительной власти

Орган исполнительной власти в самом общем смысле представляет некоторую ячейку общей организации, некоего коллектива, предназначенную для выступления по ее поручению. Каждый орган государственной власти, в том числе исполнительной власти, в Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Государственность России. подробнее является ее представителем и действует в ее интересах. Государственные органы являются основными носителями государственных функций: они предназначены для обеспечения устойчивости в меняющихся условиях реальности.

Определение 1

Орган исполнительной власти - это государственная организация, часть системы органов исполнительной власти в Российской Федерации, учрежденная самим государством для исполнения и обеспечения законов и иных нормативных правовых актов, реализации функций государственного управления во всех сферах жизни государства и общества посредством использования специальных форм и методов осуществления управленческих действий, обладающая соответствующей структурой, компетенцией, государственно-властными полномочиями и штатом государственных служащих.

Орган исполнительной власти - структурный элемент аппарата государства. Любой орган исполнительной власти имеет набор государственно - властных полномочий для принятия разного рода правовых актов, проведения мероприятий, которые имеют целью обеспечение этих актов. В связи с тем, что органы исполнительной власти имеют влияние в разных сферах, каждый из них обладает своей исключительной компетенцией.

Определение 2

Компетенция - тот или иной объем государственной деятельности, возложенный на данный орган, или круг вопросов, предусмотренных правовым актом, который правомочен разрешать орган исполнительной власти.

Административно-правовой статус органов исполнительной власти

Органы исполнительной власти также как и любые субъекты административного права обладают правосубъектностью. При характеристике правосубъектности органов исполнительной власти, теоретики отмечают следующие особые признаки:

Готовые работы на аналогичную тему

  • Государственно-правовая природа органов исполнительной власти обусловлена конституционным разделением государственной власти на законодательную, исполнительную, судебную. Наличие в системе государственной власти исполнительных органов - следствие нормативного закрепления принципа разделения властей;
  • Органы исполнительной власти - это внешняя форма выражения исполнительной власти. Они образуются для практической реализации функций и задач самой исполнительной власти, посредством которой, как известно, осуществляется государственное управление в экономической, социально-культурной и административно-политической сферах жизни общества;
  • Работа органов исполнительной власти строится в соответствии с такими принципами их деятельности;
  • Главная задача органа исполнительной власти - правоисполнительная деятельность, т.е. исполнение действующих законов и иных нормативных правовых актов, а также обеспечение их выполнения всеми субъектами права. В то же время существуют также некоторые органы и организации, выполняющие отдельные задачи и функции исполнительной власти и наделенные для этого властными полномочиями наряду со своими основными функциями. В таком качестве, как правило, выступают органы, не отнесенные ни к одной из систем органов государственной власти, а также организации, наделенные властными полномочиями. Эти органы и организации не входят в систему органов исполнительной власти;
  • Деятельность органов исполнительной власти по своему содержанию имеет управленческий, организующий, исполняющий, контрольный и распорядительный характер, в результате этой деятельности решаются и реализуются государственные задачи и функции;
  • Существует организационная структура органа исполнительной власти, т.е. наличие в нем государственных должностей и функциональных структурных подразделений (департаментов, отделов, управлений, главных управлений и т.д.), способствующих наиболее эффективному осуществлению задач, функций и полномочий данного органа. Каждая государственная должность замещается государственным служащим, который имеет специальный административно-правовой статус (права, обязанности, ограничения, полномочия, ответственность и т.д.). Совокупность должностей составляет штат органа исполнительной власти;
  • Орган исполнительной власти обладает собственной компетенцией. Это центральный признак органа исполнительной власти. Компетенция органа исполнительной власти представляет собой совокупность полномочий органа по предметам его ведения. Полномочия, в свою очередь, это права и обязанности органа в отношении принятия правовых актов, а также осуществления других государственно-властных действий;
  • Орган исполнительной власти постоянно и непрерывно действует на определенной территории Российской Федерации;
  • Органы исполнительной власти наделены правом нормотворческой деятельности - правом издания актов управления (административных актов). Для решения поставленных задач и осуществления функций государственного управления каждый орган исполнительной власти имеет право издавать правовые акты управления. В законах и специальных нормативных правовых актах определяются виды, порядок принятия, государственной регистрации, действия, опубликования, оспаривания правовых актов управления. Правовые акты органов исполнительной власти - это, с одной стороны, важнейшая правовая форма управленческих действий, а с другой - результат административного нормотворчества в системе государственного управления. Акты управления являются подзаконными правовыми актами, т.е. они издаются в обязательном соответствии с требованиями и положениями законов и развивают их, а также обеспечивают решение возникающих в сфере управления споров и административных дел.
Замечание 1

Кроме того, органы исполнительной власти обладают правом создавать правовые нормы – акты управления. Акты, издаваемые органами исполнительной власти можно назвать «оболочкой» управленческих действий и одновременно результатом административного правотворчества в системе государственного управления.

Для органов исполнительной власти установлены особый порядок основания, формирования, реорганизации и ликвидации. Административно-правовой статус органов исполнительной власти в основной мере характеризуется тем, что они обладают самостоятельностью и независимостью в осуществлении предоставленной им компетенции. Эти характеристики для органов исполнительной власти устанавливаются Конституцией Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Конституция РФ подробнее , федеральным законодательством и иными нормативными актами.

Организационная структура органов государственного управления обеспечивается разработкой и утверждением их штатного расписания, представляющего собой перечень структурных подразделений органа (с их наименованиями), должностей и их количества (в целом по органу управления и в структурных подразделениях в особенности), должностных окладов. Денежное содержание выплачивается государственному служащему согласно установленному в штатном расписании размеру должностного оклада.

Таким образом, штатное расписание устанавливает организационную структуру органа исполнительной власти и объем денежных средств, необходимых на содержание этого органа. Порядок составления и утверждения штатных расписаний органов управления контролируется вышестоящими органами исполнительной власти. Штатные расписания подлежат государственной регистрации в финансовых органах.

Система нормативных правовых актов, регламентирующих правовое положение федеральных органов исполнительной власти, складывается из следующих актов:

  1. Типовой регламент взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 19 января 2005 г. N 30 ;
  2. Типовой регламент внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 28 июля 2005 г. N 452 ;
  3. регламенты федерального органа исполнительной власти (федерального министерства, федеральной службы и федерального агентства), например, Регламент Федеральной службы по финансовым рынкам (утвержден Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 1 декабря 2011 г. N 11-64/пз-н );
  4. административные регламенты исполнения государственных функций;
  5. административные регламенты предоставления государственных услуг;
  6. должностные регламенты гражданских государственных служащих федерального органа исполнительной власти.
Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

марина николаевна калугина

Эксперт по предмету «Право и юриспруденция»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис