Понятие правотворчества должностных лиц
Современное российское законодательство не содержит универсального определения «должностное лицо», в полной мере отражающее правовой статус данной категории. Определение должностного лица, которое дается в примечании 1 к ст. 285 УК РФ, носит строго целевое назначение – определение круга лиц, которые подлежат уголовной ответственности за совершение преступлений против определенных объектов (государственная власть, интересы государственной и муниципальной службы).
В более обширном понимании, должностное лицо является гражданином, который занимает определенную должность в определенных органах. Как правило, должностное лицо имеет право на принятие для осуществления возложенных на него функций правовых актов и обеспечивать их реализацию.
По сути, правотворчество в данной категории представляет только деятельность должностных лиц, связанную с подготовкой и принятием нормативных правовых актов. Должностные лица бывают разными, сюда относится и министр, и руководитель управления, отдела, предприятия, учреждения, депутат и пр.
Особенности правотворчества должностных лиц
В процессе правотворчества происходит реализация следующих функций:
- обновление законодательства;
- устранение устаревших юридических норм;
- восполнение правовых пробелов.
Воплощение данных функций в жизнь, фактически решает задачу по совершенствованию российского законодательства.
Нормативный правовой акт в качестве источника права относительно правового обычая и судебного прецедента имеет большие преимущества. Фактически, он исходит от конкретных правотворческих органов и лиц, которые несут строго определенную компетенцию. Его принятие происходит в четко обозначенном порядке, в установленной форме и пр.
Нормативные правовые акты обладают определенными особенностями. Прежде всего, важно отметить наличие государственного характера. Правотворческая компетенция есть у строго определенных органов, организаций, должностных лиц. Государством обеспечивается и реализация принятых актов, в частности, в виде принудительного воздействия на лиц, которые уклоняются от их исполнения. Государственный характер отличает нормативные правовые акты от нормативных актов негосударственных организаций.
Каждый из субъектов правотворческой деятельности действует в рамках установленной компетенции, обязательно соблюдение определенной процедуры, формы.
Нормативные акты обладают временными, пространственными и субъектными пределами действия. Присутствие в нормативных актах юридических норм делает их общеобязательными. По этой причине нормативные правовые акты необходимо различать с индивидуальными и интерпретационными актами.
В контексте правотворчества должностных лиц следует говорить об индивидуальных правовых актах, т.е. это акты должностных лиц, которые выражают решение по конкретному юридическому делу (решение суда, постановление судебного пристава, акт прокурорского реагирования и пр.). Индивидуальные акты, по своей сути, являются актами применения права, их также называют правоприменительными.
Как правило, акты должностных лиц обладают разовым применением, адресуются конкретным лицам или организациям и обязательны для исполнения только ими.
Как ранее упоминалось, в отличие от индивидуальных, нормативные правовые акты обладают общеобязательным характером, им характерен длительный срок применения, они отличаются неконкретностью результата.
Интерпретационные акты – это акты разъяснения (толкования) норм права. Они не содержат новые юридические нормы, а только разъясняют существующие.