Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие законности в государственном управлении и способы ее обеспечения

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Право и юриспруденция / Понятие законности в государственном управлении и способы ее обеспечения
Понятие законности в государственном управлении и способы ее обеспечения

Что включает в себя понятие законности и какими принципами оно характеризуется

Законность представляет собой важнейший принцип государственного управления.

Определение 1

Законность является точным и единообразным пониманием и исполнением Конституции РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Конституция РФ подробнее и законов всеми органами власти, должностными лицами и субъектами управления.

Законность предполагает действие субъектов управления согласно своей компетенции и на основании закона.

Принцип законности основывается на ст. 15 Конституции РФ, которая закрепляет за органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами и гражданами обязанность соблюдать Конституцию РФ и законодательство.

Помощь со студенческой работой на тему
Понятие законности в государственном управлении и способы ее обеспечения

Законность характеризуется точным и неуклонным соблюдением и исполнением законов, достаточным количеством юридических норм и их строгим соблюдением всеми субъектами права. Режим законности в государстве представлен его кадровым и материальным обеспечением: специалистами юриспруденции, правовой инфраструктурой, полицией, судами, учреждениями по исполнению наказания, иным специальным аппаратом для принудительной реализации законов. Исполнение законов в государстве является обязательным. Если возникает необходимость, государственная воля, выраженная через закон, реализуется с помощью силы.

Принципы законности состоят из:

  • верховенства закона;
  • реальности законности;
  • ее единства;
  • недопустимости в противопоставлении законности и целесообразности.

Принцип верховности заключается в главенствующей роли закона, который в свою очередь представляет основу государственного управления. Этот принцип подразумевает соответствие всех подзаконных актов субъектов государственного управления закону. При несоответствии акта применяется закон, а акт либо отменяется, либо приводится в соответствие с законом.

Сущность принципа реальности проявляется при достижении фактического исполнения норм закона.

Единство заключается в едином понимании и применении закона на всей территории, которая попадает под его действие.

Недопустимость противопоставления законности и целесообразности заключается в выборе в рамках закона наиболее оптимальных и целесообразных решений в управленческой сфере. Корректировка закона в процессе управления в угоду целесообразности не допускается. Возможно его изменение посредством законотворческой процедуры.

Какими способами обеспечивается законность

Способы обеспечения законности в государственном управлении состоят из:

  • государственного контроля;
  • надзора и обжалования действий и решений.

Суть государственного контроля состоит в использовании уполномоченными государственными органами (должностными лицами) определенных приемов и способов с целью выяснения нарушений законности и целесообразности в деятельности подконтрольных органов. Если таковые нарушения имеют место, контрольными органами должны быть приняты меры, направленные на их устранение, восстановление нарушенных прав и привлечение к ответственности виновных должностных лиц.

Основные принципы контроля заключаются в:

  • законности;
  • объективности;
  • независимости;
  • гласности;
  • экономичности;
  • сохранении государственной тайны.

Государственный контроль может быть:

  • общим (охватывающим всю деятельность проверяемого органа);
  • специальным (при проведении проверки по определенным вопросам).
Определение 2

Надзор представляет собой постоянное и систематическое наблюдение специальных государственных органов и выявление нарушений в деятельности государственных органов и должностных лиц.

Надзор бывает:

  • прокурорским;
  • административным.
Замечание 1

Отличие надзора от контроля состоит в отношении подчиненности органов надзора и поднадзорных органов. А также в выявлении у поднадзорных органов законности, но не целесообразности.