Бюджетное право - важная подотрасль финансового права. Бюджетное право понимается как совокупность норм права, с помощью которых определяется бюджета, его понятие и системная структура, бюджетная классификация доходов и расходов, бюджетное устройство страны и отдельных субъектов в целом, формирование бюджетных и внебюджетных фондов.
Бюджетное право состоит из следующих институтов:
Предмет данной отрасли права определяется в первой статье Бюджетного Кодекса По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Бюджетное законодательство подробнее . Так, в сферу регулирования данной отрасли права входят следующие виды общественных отношений:
Отметим, что отношения по регулированию государственных внебюджетных фондов, к которым относятся Пенсионный фонд РФ По данной теме мы уже выполнили контрольную работу Пенсионный фонд РФ подробнее , Фонд социального страхования По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Фонд социального страхования подробнее , Федеральные и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, аналогичным образом подпадают в сферу регулирования бюджетного права, так как входят в бюджетную систему РФ и регулируются нормами Бюджетного Кодекса.
Под методом правового регулирования понимают совокупность форм, приемов и способов, которыми выражаются специфические регулятивные свойства и функции, присущие нормам в этой отрасли. Иными словами совокупность правовых способов, которыми осуществляется воздействие на конкретную сферу общественных отношений.
Так как бюджетное право является подотраслью финансового права, то бюджетные отношения в большей своей части регулируются тем же методом, что и финансовые - императивным методом.
Императивный (или еще административно-правовой) метод может быть охарактеризован неравенством сторон. При применении такого метода властвующие субъекты, к которым могут относиться публично-правовое образования, а именно государственные и муниципальные органы власти, издают предписания, которые являются обязательными для исполнения иными лицами. Такое исполнение гарантируется и обеспечивается с помощью принудительной силой государственной власти.
В связи с развитием рыночных отношений в нашей стране развитие получил также и диспозитивный (гражданско-правовой или договорной) метод регулирования.
В Бюджетном кодексе РФ в ряде случае допускается применение договорного метода регулирования. В некоторым случаях заключение договора является обязательным. Сюда относят два типа договоров:
Помимо общетеоретических методов (императивного и диспозитивного) в бюджетном праве выделяют и специальные методы: