Понятие бюджетного права
Бюджетное право - важная подотрасль финансового права. Бюджетное право понимается как совокупность норм права, с помощью которых определяется бюджета, его понятие и системная структура, бюджетная классификация доходов и расходов, бюджетное устройство страны и отдельных субъектов в целом, формирование бюджетных и внебюджетных фондов.
Бюджетное право состоит из следующих институтов:
- бюджета, а также общей и социальной части;
- бюджетной классификации;
- бюджетного устройства страны и субъектов;
- бюджетных правомочий субъектов системы;
- бюджетного процесса;
- бюджетной ответственности.
Предмет бюджетного права
Предмет данной отрасли права определяется в первой статье Бюджетного Кодекса. Так, в сферу регулирования данной отрасли права входят следующие виды общественных отношений:
- по формированию доходов и расходов в системе бюджетов различных регионов и уровней РФ;
- по осуществлению займов на государственном и муниципальном уровнях;
- по регулированию долгов субъектов и муниципалитетов;
- реализации бюджетного процесса;
- осуществлению бюджетного контроля;
- по составлению, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности;
- по привлечению уполномоченных субъектов к ответственности за нарушение в сфере бюджетных отношений.
Отметим, что отношения по регулированию государственных внебюджетных фондов, к которым относятся Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Федеральные и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, аналогичным образом подпадают в сферу регулирования бюджетного права, так как входят в бюджетную систему РФ и регулируются нормами Бюджетного Кодекса.
Понятие метода правового регулирования
Под методом правового регулирования понимают совокупность форм, приемов и способов, которыми выражаются специфические регулятивные свойства и функции, присущие нормам в этой отрасли. Иными словами совокупность правовых способов, которыми осуществляется воздействие на конкретную сферу общественных отношений.
Так как бюджетное право является подотраслью финансового права, то бюджетные отношения в большей своей части регулируются тем же методом, что и финансовые - императивным методом.
Императивный (или еще административно-правовой) метод может быть охарактеризован неравенством сторон. При применении такого метода властвующие субъекты, к которым могут относиться публично-правовое образования, а именно государственные и муниципальные органы власти, издают предписания, которые являются обязательными для исполнения иными лицами. Такое исполнение гарантируется и обеспечивается с помощью принудительной силой государственной власти.
В связи с развитием рыночных отношений в нашей стране развитие получил также и диспозитивный (гражданско-правовой или договорной) метод регулирования.
В Бюджетном кодексе РФ в ряде случае допускается применение договорного метода регулирования. В некоторым случаях заключение договора является обязательным. Сюда относят два типа договоров:
- договоры, в которых обеими сторонами являются публично-правовые образования или органы (например, договор между властями области и входящего в нее автономного округа о разграничении налоговых доходов от федеральных налогов и сборов).
- договоры, в которых одной стороной выступает публично-правовое образование, а другой стороной - частное лицо (например, бюджетные кредиты, предоставляемые по договору - ст. ст. 80, 93.1 Бюджетного Кодекса РФ).
Помимо общетеоретических методов (императивного и диспозитивного) в бюджетном праве выделяют и специальные методы:
- централизованное и децентрализованное регулирование;
- бюджетный контроль;
- бюджетные трансферты.