В статье 28 ЗК РФ установлено, что предоставление земельных участков, которые находятся в государственной, либо муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за определенную плату.
Иностранным гражданам, лицам без гражданства, а также иностранным юридическим лицам земельные участки могут быть предоставлены только за плату, размер которой установлен и регламентирован ЗК РФ.
В соответствии со статьей 36 ЗК РФ в процессе продажи земельных участков, которые находятся в муниципальной и государственной собственности, собственникам сооружений и зданий, которые расположены на указанных земельных участках, их стоимость устанавливается органами исполнительной власти, а также органами местного самоуправления.
Порядок определения стоимости земельных участков, а также их оплаты устанавливается в отношении:
- Земельных участков, которые находятся в федеральной собственности, – уполномоченным на это Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
- Земельных участков, что находятся в собственности субъектов Российской Федерации, государственная собственность на которые до сих пор не разграничена – органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
- Земельных участков, которые находятся в муниципальной собственности, – органами местного самоуправления.
Стоимость таких земельных участков не должна быть выше их кадастровой стоимости. До того, как уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный органом исполнительной власти, либо орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления не установят порядок определения цены земельного участка, она будет устанавливаться в виде его кадастровой стоимости.
В статье 38 ЗК РФ сказано, что в ходе приобретения земельного участка из земель, что находятся в государственной или муниципальной собственности, на торгах, а также конкурсах или аукционах, собственник земельного участка будет определять такие аспекты, как:
- Форма проведения конкурсов, торгов и аукционов.
- Начальная стоимость предмета торгов, аукционов и конкурсов.
- Сумма задатка.
Особенности бесплатного получения земель в собственность
Процесс предоставления земельных участков в собственность гражданам и юридическим лицам может быть реализован бесплатно в ситуациях, которые предусмотрены Земельным Кодексом, федеральным законодательством, а также законодательством субъектов Российской Федерации.
Граждане, у которых есть трое и более детей, обладают правом на то, чтобы получать землю, которая находится в государственной и муниципальной собственности, бесплатно, в том порядке и в тех случаях, которые установлены в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
Нормативная стоимость земли
Нормативная цена земли может быть определена в определенных в соответствии с условиями законодательства случаях для того, чтобы обеспечить интересы государства. Такая оценка стоимости земли – это один из способов государственного участия в процессе регулирования рыночных земельных отношений.
Нормативная стоимость земли может быть использована в качестве нижнего предела стоимости земли при продаже участков, которые находятся в собственности государства или муниципалитета. К примеру, она может быть использована в виде стоимости земли в ходе выкупа незастроенных земельных участков в населенных пунктах, а также при продаже участков, предназначенных для индивидуального предпринимательства и пр.
В соответствии с положениями закона № 1738-1 «О плате за землю» определено, что нормативная стоимость земли является показателем, который характеризует цены участка конкретного местоположения и качества, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости.
Правительство Российской Федерации устанавливает порядок определения нормативной цены земли. В соответствии с постановлениями Правительства, нормативная цена земли может устанавливаться в ситуациях, которые предусмотрены в законах РФ, а также каждый год определяется органами исполнительной власти субъектов РФ для земель разного целевого назначения по:
- административным районам,
- оценочным зонам,
- поселениям и их группам.
Предложения касательно оценочного зонирования территории субъекта РФ, а также о нормативной цене земли по конкретным зонам должны быть предоставлены комитетами по земельным ресурсам и землеустройству.
По мере развития земельного рынка, органы местного самоуправления (администрации) способны на базе собственных решений уточнять число оценочных зон, а также очерчивать их границы, повышая или понижая установленную нормативную стоимость земли (не более чем на 25 %).
Нормативная цена земли не должна быть выше 75% от рыночной стоимости на стандартные земельные участки определенного целевого назначения.
В любом случае рыночная стоимость земельного участка зависит от следующих критериев:
- от предложения и спроса на рынке;
- от характера конкуренции покупателей и продавцов (баланс спроса и предложения);
- от величины, срока и вероятности получения доходности;
- от местоположения и воздействия различных факторов извне;
- от изменения целевого назначения, прав прочих лиц на земельный участок;
- от времени определения стоимости.