Структура правовой системы современной России
Правовая система – это совокупность согласованных, взаимодействующих и взаимосвязанных правовых средств, участвующих в регуляции общественных отношений.
К основным компонентам правовой системы РФ относятся:
- правовая доктрина;
- правосознание;
- система права и законодательства;
- правоприменительный механизм.
Современная правовая система РФ характеризуется высокой зависимостью от различных политических факторов. Основой изменений современной правовой системы является развитие правового сознания элиты общества на базе естественно-правовой доктрины.
Правосознание можно рассматривать, как способность человека осознавать право – собственную внешнюю свободу, совокупность знаний, идей, представлений о праве, справедливости во взаимодействиях между людьми, правовых стереотипов, установок, чувств, воли к правовой деятельности, эмоций правового характера, выступает источником формирования и изменения правовой системы общества, ее частью, формой отражения, средой, в которой функционируют правовые явления.
Состояние правосознания значительно влияет на функционирование разных компонентов правовой системы социума. Он является ведущей переменной, которые определяют динамику иных компонентов в правовой системе. Основу правового мировоззрения и правового сознания составляют естественно-правовые воззрения.
Обоснование и развитие естественно-правовых систем является основным направлением развития юриспруденции. На сегодняшний день мировой опыт не предлагает других направлений стабильного и эффективного развития общества.
Тенденции развития правового и общественного сознания
Новейшими тенденциями развития общественного правосознания в современной РФ является определенный откат к правовому нигилизму, связанному с «антизападничеством» и «традиционализмом», который выражается в значительно увеличивающихся призывах к отказу от правовых ценностей, разработке и распространении новых антиправовых идеологических (религиозных или национальных) концепций права, свобод и прав человека, авторитарно-тоталитарных концепций государства.
В общественное сознание активно внедряются и культивируются консервативные идеи, не отличающиеся умеренностью, происходит отторжение принципов рационального регулирования отношений, базирующихся на них правовых ценностей.
Система права и законодательства – это нормативный компонент правовой системы, совокупность правовых норм, которые объединены в институты, отдельные отрасли права и крупные образования, представленные процессуальным, материальным, публичным правом, система нормативно-правовых актов.
Тенденции развития права и законодательства:
- рост значения права в регулировании социальных отношений, углубление и расширение правового регулирования;
- правовое упорядочивание деятельности отдельных социальных институтов (науки, образования, социальных услуг, здравоохранения);
- повышение роли религиозных норм в регулировании социальных процессов, рост роли церкви в политических процессах;
- углубление взаимодействия внутригосударственного и международного права, интернационализация внутреннего права, стандартизация, то есть приведение его в соответствие с международными стандартами;
- гармонизация процедур и правил деятельности органов исполнительной власти с мировыми стандартами;
- расширение частноправового регулирования и децентрализация правового регулирования (наращивание регионального законодательства, развитие нового семейного, гражданского, предпринимательского и трудового законодательства);
- снижение избыточного государственного регулирования.
Одной из наиболее значимых тенденций развития правовой системы является формирование, развитие, приведение в соответствии с международными стандартами в системе права и законодательства процедурно-процессуального блока. Распространение нигилистических идей относительно права и его значения в развитии общества проявляется в контр-тенденциях в развитии систем права и законодательства.
Это явление обусловлено политическими факторами и выражается в изменении:
- уголовного законодательства;
- законодательства об уличных шествиях и митингах;
- уголовно-процессуального законодательства;
- законодательства о противодействии экстремистской деятельности и терроризму.
Введены определенные виды ответственности (административной и уголовной) за нарушение порядка организации или проведения митинга, собрания, демонстрации, пикетирования, шествия, уголовной ответственности за распространение экстремистских материалов, финансирование терроризма и экстремистской деятельности и т.д. Одновременно с процессами политической централизации происходит свертывание судебного и регионального правоустановления и централизация правового регулирования.
В трансформации источников права в РФ наблюдается следующая тенденция:
- усиление положения закона относительно иных источников права (судебного прецедента);
- необоснованность и политизированность нормативного правового акта, форсированность принятия.
Система правоустановления и правоприменения
В динамике правоустановительной деятельности происходит изменение в содержании, что выражается в трансформации факторов, которые влияют на правоустановление в пользу политических, субъективных в ущерб идеологическим, объективным, снижение качества правоустановления. Наиболее значительные изменения затронули правоприменительную деятельность: ее процедуры, качество, организационную и функциональную составляющую правовых институтов. Основная цель – создание самостоятельной и независимой системы судебной власти.
Реформирование судебной системы привело к ликвидации Высшего Арбитражного Суда РФ, для которого характерны высокая организация (эффективное использование информационных технологий), прозрачность и предсказуемость. Эффективность и независимость судебной власти является показателем экономического развития страны, ее общего состояния, уровня культуры и общественного сознания.
Формирование эффективно действующей, самостоятельной, независимой судебной системы является приоритетной задачей реформирования правовой системы и общества в целом.