Понятие методов бюджетного права
Методы правового регулирования отражают качественную сторону бюджетных отношений, так как позволяют оценивать характер внутригосударственных взаимоотношений.
Метод бюджетно-правового регулирования – определенный финансовой значимостью и публичностью комплекс специфических юридических признаков бюджетного права, в которых выражаются способы и средства регулирования бюджетных отношений. Методы бюджетного права вызываются регулируемыми бюджетными отношениями, предопределенными необходимостью организации муниципальной (государственной) собственности в качестве бюджета, т.е. централизованного фонда денежных средств.
Право публичной собственности на бюджет в соответствии с территориальным уровнем принадлежит муниципальному образованию или государству, который вступает в бюджетные правоотношения благодаря своим компетентным органам. Метод бюджетного права – специфический способ, позволяющий государству обеспечить необходимое поведение субъектов бюджетного права, основанное на совокупности определенных юридических норм.
Методы бюджетного права подразделяют на общие и специальные. Общие методы бюджетного права обусловлены публичным характером и юридической природой бюджетной деятельности государства, направленностью на обеспечение общего интереса.
Общие методы бюджетного права
К основным методам бюджетного права относятся:
- Императивный метод. Метод является «сквозным», он затрагивает все составные элементы бюджетного права и является специфическим способом властных предписаний, включающий обязывающие нормы и нормы-запреты.
- Диспозитивный метод. Бюджетное законодательство использует согласительные процедуры, договорные методы регулирования межбюджетных отношений, вопросы вступления на добровольных основаниях в бюджетные отношения и т.д.
Властный (императивный) характер бюджетной деятельности типичен для государства, так как оно может самостоятельно устанавливать порядок создания, распределения и использования бюджетных средств. В процессе бюджетной деятельности происходит регулирование и защита общественных отношений в сфере бюджета, реализуется правовой статус субъектов бюджетного права.
Императивный метод в бюджетном праве имеет особенность – расширение внешнего закрепления обязывающими нормами. Это отображает общие направления бюджетного регулирования, ориентированного на разграничение бюджетных компетенций субъектов Российской Федерации и выделение в бюджетно-правовом статусе прав и обязанностей.
Сферу самостоятельного разрешения публичных вопросов расширяют федеративные основы развития государства. Благодаря этому более конкретно определяются обязанности субъектов бюджетного права, повышается степень ответственности за надлежащие исполнение функций.
Метод императивного регулирования преобладает, что указывает на публичный характер бюджетных отношений, их значение для нормального функционирования всего государства. Содержание большей части норм бюджетного права выражают императивные отношения. В общественных отношениях, регулируемых бюджетным правом, наблюдается определенное подчинение единой управляющей воле воли управляемых субъектов бюджетного права. Выразителем единой управляющей воли является Российское государство, субъекты РФ, муниципальные образования, уполномоченные органы, которые представляют муниципальные образования или государство и наделены юридически властными полномочиями.
Императивные способы воздействия на участников бюджетных отношений предопределяет выражение финансовых интересов государства для реализации публичных интересов, определяет юридическое неравенство субъектов бюджетного права.
Императивный метод представляет специфический способ воздействия на отношения, возникающие вследствие реализации муниципального (государственного) права собственности на бюджетные средства, служит выразителем главных особенностей финансового права, отображенных в сфере бюджетно-правового регулирования.
Использование отдельных форм диспозитивного регулирования не указывает на наличие гражданско-правовых методов воздействия в бюджетном праве. Диспозитивность в качестве правового регулирования бюджетных отношений значительно ограничена преимущественным положением публичных имущественных отношений.
Координирование условий бюджетных отношений возможно в ситуациях, оговоренных бюджетным законодательством, последующее регулирование связанных форм бюджетной деятельности реализуется императивным методом.
Специальные методы бюджетного права
Специфические особенности методов бюджетного права отображают комплекс особенностей, проявляющихся в бюджетных отношениях, в наличии специальных способов воздействия на разные стороны бюджетной деятельности.
К специальным методам бюджетного права относятся:
- Метод дотаций. Предполагает распределение бюджетных средств, которые предоставляются бюджету иного уровня системы РФ на безвозвратной и безвозмездной основе для покрытия текущих расходов (дотации перечисляются для сбалансирования бюджетов при их дефиците в фиксированной форме).
- Метод субвенций. Распределение бюджетных средств, предоставляемых юридическому лицу или бюджету иного уровня бюджетной системы на безвозвратной и безвозмездной основе на реализацию строго целевых определенных расходов (инвестиционные, текущие, связанные с расширением производства, направленные на финансирование и т.д.).
- Метод трансферта. Характеризуется переводом средств в бюджеты нижестоящего территориального уровня из фонда финансовой поддержки.
- Метод секвестра. Предполагает особый механизм бюджетного регулирования, подразумевающий ежемесячное пропорциональное уменьшение государственных расходов по незащищенным статьям бюджета.
- Метод бюджетного кредита. Характеризуется особенностями финансирования бюджетных расходов, предусматривающих предоставление средств юридическими лицами на возвратной, возмездной или безвозмездной основах.
К специальным методам бюджетного права также относятся: методы, регулирующие доходы, в том числе закрепленные; метод субсидий; метод бюджетной ссуды и др.