Понятие источника права
Источник права как понятие в юридической литературе несет две основные смысловые нагрузки:
- Источник права является базой правового производства, когда государство в источниках права закрепляет свою волю и защищает интересы общества.
- Источник права, воплощающий свою юридическую основу. В данном случае источник права является результатом правотворческой деятельности.
Таким образом, понятие источник права с правовой точки зрения следует понимать как форму выражения, способ закрепления правовых норм, которые исходят от государства или структур его представляющих.
В российском законодательстве основным источником права являются нормативно-правовые акты.
Понятие избирательного права и его источников
В юридическое литературе понятие избирательное право определяется как отрасль права, которая регулирует правоотношения в сфере отношений, возникающих в рамках данной отрасли права.
Под источниками избирательного права принято понимать юридическое выражение воли государства и социума, которое имеет установленную форму, и содержащее нормы регулирования правоотношений относительно предмета избирательного права.
Современная стадия развития избирательного права представляет собой общепризнанные принципы международного права, которые закреплены законодательством национальных правовых систем и не имеет такого специализированного источника права как кодекс.
Особенности источников избирательного права
Источники избирательного права имеют ряд, присущих им характеристик:
- Нормативность, то есть закрепленность в определенных нормах права;
- Определенность, которая предполагает четкость прописанных позиций, невозможность двойной трактовки;
- Обязательность применения для всех участников правоотношений;
- Всеобщность, то есть охватывает все субъекты и объекты избирательного права;
- Устойчивость или неизменность в зависимости от времени и обстоятельств;
- Прочность или как некоторые ученые указывают непоколебимость.
Классификация норм избирательного права
В юридической литературе представлено много классификаций источников избирательного права по различным основаниям, рассмотрим некоторые из них. Нормативно-правовые акты в сфере избирательного права можно разделить в зависимости от их юридической силы.
- Нормы международного права, к которым присоединилась Российская Федерация. Они обладают большей юридической силой, чем внутренние законы страны.
- Законы, обладающие вышей юридической силой. Они принимаются главными законодательными органами власти страны и ее субъектов. Законы также можно разделить на конституционные, кодифицированные, текущие.
- Подзаконные акты. Среди них можно особенно выделить Указы Президента РФ, которые вносят конкретику, разъяснения в спорные вопросы, которые закреплены законами. Дополнительные меры социальной защиты, сроки их выполнения обычно оговариваются в Постановлениях Правительства РФ.
В зависимости от уровня правового регулирования источники избирательного права можно разделить по следующим видам:
- Нормативно-правовые акты международного законодательства;
- Конституция РФ;
- Законы федерального уровня власти;
- Законы регионального уровня власти;
- Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления;
- Акты, которые по итогу предоставляют избирательные комиссии.
В зависимости от уровня органа, в который проходят выборы источники права можно разделить на следующие виды:
- Нормативно-правовые акты, регулирующие выборы на федеральном уровне власти;
- Нормативно-правовые акты, регулирующие выборы органов государственной власти на уровне субъектов РФ;
- Нормативно-правовые акты, регулирующие выборы на уровне органов местного самоуправления.