В современной России регулирование земельных отношений осуществляется в соответствии с Конституцией РФ и Земельным кодексом, а также нормативными актами субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Правовые нормы других отраслей законодательства, касающиеся земельных отношений, должны соответствовать действующему земельному праву.
Земля представляет собой уникальный природный ресурс, и вопрос регулирования земельных отношений всегда являлся одним из ключевых в нашей стране. Отмена государственной монополии, развитие института частной собственности, полная трансформация системы землепользования требует адекватного управления огромным земельно-ресурсным потенциалом нашей страны.
Государственная политика в сфере земельных отношений
Земельная политика представляет собой особую сферу деятельности, связанную с управлением социальным и экономическим развитием страны в его пространственном аспекте. А стратегия земельной политики – это долгосрочные и наиболее принципиальные планы государства и его органов управления в регионах, направленные на разрешение главных задач территориального развития России.
Основной целью государственной земельной политики в нашей стране является создание условий для динамичного, сбалансированного социально-экономического развития государства, повышение качества жизни населения, обеспечение каждому гражданину гарантированных стандартов жизни независимо от места проживания. Государственная земельная политика является составной частью национальной стратегии социально-экономического развития Российской Федерации.
Проблема организации эффективной системы управления земельно-ресурсным потенциалом страны заключается в необходимости обеспечения рациональных масштабов государственного вмешательства в процессы распределения, использования и охраны земли, формировании эффективных механизмов объединения административных и рыночных способов регулирования этих процессов, поиске оптимальных организационных структур и форм управления.
Все эти действия одновременно должны быть направлены на стимулирование деловой активности и повышение эффективности использования земли, которая служит гарантией стабильности бизнеса и воспроизводства капитала, что в условиях рыночных отношений важно каждому владельцу или арендатору участка.
Для России, которая относится к числу стран наиболее обеспеченных земельными ресурсами, понимание специфики регулирования земельных отношений представляет повышенный интерес. Развитие института частной собственности на землю коренным образом меняет не только социальное бытие граждан, но и жизнь всего общества.
Рисунок 1. Механизм регулирования земельных отношений. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Основные задачи регулирования земельных отношений
Государственное регулирование земельных отношений представляет собой систему мер, направленных на обеспечение рационального и эффективного использования земли, ее охрану, воспроизводство и повышение плодородия почв, сохранение и создание благоприятной для людей окружающей среды, на защиту прав собственности, владения и пользования землей путем осуществления комплекса организационных, правовых и экономических действий.
Организационно-правовой базис и экономические взаимоотношения субъектов земельного права регламентирует государственное регулирование. Опыт большинства развитых стран показывает, что прямое организующее начало в формировании земельных отношений всегда должно принадлежать государству, а рыночный механизм регулирования формируется в рамках существующего законодательства и в интересах граждан. Выделяют следующие основные задачи государственного регулирования земельных отношений:
- повышение эффективности использования земельных ресурсов;
- улучшение системы охраны земель;
- сохранение и улучшение экологического состояния территорий;
- создание правовых, экономических и организационных предпосылок для успешного функционирования всех форм собственности, владения и пользования землей.
Государственное регулирование земельных отношений в России исполняет следующие функции:
- определение использования земли в качестве природного, социального и хозяйственного объекта;
- формирование многообразия форм собственности, владения и пользования землей;
- наделение правомочиями субъектов РФ и органов местного самоуправления по регулированию земельных отношений на своих территориях;
- обеспечение равенства участников земельных отношений и защита их прав;
- недопущение противоречащего закону вмешательства государства в деятельность граждан и юридических лиц по владению, пользованию и распоряжению землей;
- охрана земли и окружающей природной среды от возможной порчи и нарушений;
- пресечение действий владельцев, пользователей и собственников земли, наносящих ущерб безопасности и обороне страны, нарушающих охраняемые законом права и интересы других лиц.
Методы регулирования земельных отношений
Процесс государственного управления земельными ресурсами осуществляется с помощью:
- разработки и реализации законодательных и нормативно-правовых актов, федеральных и региональных программ и планов, а также отдельных мероприятий и решений органов государственной власти России и субъектов Федерации;
- проведения государственной плановой, финансовой и инвестиционной политики;
- обеспечения требований законодательства и нормативно-методических документов;
- экономического стимулирования охраны и рационального использования земельных ресурсов;
- надзора за состоянием земель, рациональным их использованием и охраной, привлечения к ответственности виновных в нарушении законодательства;
- государственного лицензирования, сертификации и страхования;
- разъяснения населению принципов государственной земельной политики, прав и обязанностей владельцев или арендаторов.
Федеральное земельное законодательство устанавливает общие для всех субъектов РФ начала регулирования земельных отношений, обязательные требования к учету и охране земель, мониторингу участков, землеустройству. Соотношение нормативных актов региональных правительств и органов местного самоуправления, регулирующих земельные отношения, устанавливается в соответствии с их полномочиями, определенными законодательством РФ.
Управление земельными ресурсами включает в себя планирование их использования, зонирование земель, природно-сельскохозяйственное районирование, землеустройство, мониторинг земель и государственный земельный кадастр.