Независимо от формы государственного правления и политического режима каждая страна обладает собственной территориальной организацией. Для оптимизации работы административного аппарата в разных странах существуют округа, штаты, районы, губернии и т.п. Деление территории государства происходит с учетом экономических, социальных и национальных особенностей населения, а также по географическому принципу.
Центральная власть часто не способна управлять всеми процессами, происходящими в различных регионах страны. Зачастую это не эффективно. Поэтому часть полномочий может быть делегирована главам субъектов федерации, руководству штатов или округов.
Характерные особенности административно-территориальных единиц:
- четко определенные границы;
- компактность;
- экономическая целостность;
- собственные государственные органы и муниципалитеты.
То есть, территориальная организация государства – это установленный порядок устройства, выделение и взаимосвязь отдельных составных частей каждой страны.
Регионы могут отличаться друг от друга по географическому расположению, уровню экономического развития, национальному составу населения, а также по организации работы органов местного самоуправления.
Современные государства подразделяют на унитарные и федеративные. А такие исторически известные формы территориальной организации, как империя (например, Римская или Османская) или конфедерация, осталась в прошлом.
Унитарное государство
Многие страны отличаются единством территории, населения и организации власти на местах, их называют унитарными (от латинского слова «Единство»). В составе таких стран нет государственных образований, таких как республики.
Унитарные государства, как и все остальные, делятся на административно-территориальные единицы (округа, области, районы и т.п.) Причем, среди них могут быть и автономные образования, для которых характерен высокий уровень развития местного самоуправления. Например, в современной Испании, которая является унитарным государством, существуют и национально-исторические регионы, такие как Каталония или страна Басков, и территориальные образования.
Особенностью всех унитарных государств является единая правовая система и организация работы административных органов. Как правило, парламент такой страны не имеет верхней палаты, в которой заседают представители административно-территориальных образований, отстаивающие интересы своих регионов.
Рисунок 1.
Федеративное государство
Несколько субъектов (республик или других административных образований), объединившихся в государство с целью совместного решения стоящих перед ними задач, образуют федерацию. Обычно такие союзы образуются по территориальному или национальному принципу, а также путем их сочетания.
Например, современное устройство России основано на обоих этих принципах, как и территориальная организация многонациональных Индии и Канады.
Количество субъектов, образующих федерацию, может быть различно. В состав Швейцарии входят 23 кантона, а ФРГ насчитывает 16 земель. По своему устройству Россия представляет собой более сложное образование, она объединяет:
- 21 республику;
- 6 краев;
- 49 областей;
- 2 города федерального значения;
- 10 автономных округов;
- 1 автономную область.
Орган высшей законодательной власти любого федеративного государства состоит их двух палат. Нижняя занимается разработкой и принятием законов, а в верхней заседают представители субъектов, отстаивающие интересы своих регионов. В России это Государственная Дума и Совет Федерации, в котором работают по два сенатора от каждой республики, края или области нашей страны.
Конституции современных федеративных государств не признают права выхода из них за субъектами, утверждая целостность и единство каждой страны. Отдельные регионы не обладают собственным суверенитетом и обязаны подчиняться решениям центральной власти.
В настоящее время Россия имеет в своем составе разновариантные субъекты, образованные как по национальному, так и по территориальному принципу. Республики и автономии сформированы на основе этнической принадлежности большинства жителей, а края и области – по географическим и экономическим критериям. Такое устройство страны требует взвешенного подхода к построению отношений между центральной властью и региональными элитами, налаживанию федеральных связей, созданию четкого правового механизма управления на всех уровнях организации государственной власти.
Необходимо учитывать интересы и культурные особенности различных республик и областей, их быт и традиции. При этом все субъекты РФ должны быть равны по уровню социально-экономического развития, по характеристикам бюджетно-финансовых отношений с центральной властью. Только при соблюдении этих условий сохранение национально-культурного многообразия удастся совместить с обеспечением благосостояния всех народов и стратегического единства России по важнейшим вопросам внутренней и внешней политики.
Конфедеративное устройство
В современном мире больше не существуют империи, известные из истории. Ни одно нынешнее государство, каким бы сильным игроком на международной арене оно ни было, не сравнится с размахом территорий и масштабом влияния Древнего Рима или, например, Византии. И реальных предпосылок к возврату эпохи империализма не наблюдается.
А вот такая редкая форма государственного устройства, как конфедерация, существовала еще в XX веке. И есть вероятность, что попытки создания подобных стран будут предприниматься в будущем.
Конфедерация – это объединение двух или нескольких субъектов, сочетающее в себе признаки международно-правовой организаций. В такие союзы часто вступали соседние страны для борьбы с общим врагом или для достижения конкретных внешнеполитических целей.
В Средневековье и в эпоху раннего становления буржуазных государств конфедерации создавались с целью совместной защиты интересов отдельных территорий, но по причине неустойчивости политической ситуации они часто распадались. Другие же объединения, совместно пережив военные или экономические кризисы, наоборот, укреплялись, постепенно превращаясь в единые страны. Например, Швейцария и США в своем развитии прошли стадию конфедерации.
Отличительной особенностью такой формы государственного устройства является сохранение суверенитета и территориальной целостности каждого субъекта. Как правило, управляют ими лишь один или несколько общих органов, осуществляющих военное руководство или координацию усилий по защите общих интересов.
Характерные признаки конфедерации:
- отсутствие единого гражданства, конституции и денежной системы;
- общие цели и задачи на международной арене;
- каждый субъект сохраняет свой суверенитет;
- возможность добровольного выхода из состава объединения.
Конфедерации, создававшиеся в XX веке, быстро распались. Например, африканское государство Сенегамбия, состоявшее из соседних Сенегала и Гамбии, прекратило свое существование в течение нескольких лет. Долго не просуществовала и Объединенная Арабская Республика, представлявшая собой союз Египта и Сирии. Но возникновение конфедераций вполне возможно в будущем, тенденции современной международной политики свидетельствуют о необходимости совместного решения различных задач многими соседними государствами.