Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Система права унитарного государства

8-800-775-03-30 support@author24.ru

Общая характеристика унитарных государств

На современной политической карте мира, по различным оценкам насчитывается порядка двухсот самостоятельных государств, признанных членами мирового сообщества. При этом можно безусловно утверждать то, что каждому из них присущи собственные особенности исторического развития, географического расположения, этнического состава и т.д. Все эти и многие другие факторы обуславливают складывающиеся особенности организации государства, ключевыми из которых, традиционно, называют форму правления, форму политико-территориального устройства и политический режим.

При этом одной из ключевых характеристик государства выступает форма его политико-территориального устройства, предопределяющая особенности разграничения управленческих функций и построения системы права в условиях взаимодействия центральных и местных органов власти.

Разновидностями политико-территориального устройства в современной литературе признаются федеративное и унитарное государства. Рассмотрим подробнее особенности последнего и специфику построения системы права в условиях унитарного государства.

Прежде всего необходимо определиться с тем, что, в наиболее общем виде следует понимать под унитарным государством:

Определение 1

Унитарное государство – это одна из форм политико-территориального устройства государства, в условиях которого его составные части выступают исключительно в качестве административно-территориальных единиц, не обладающих какими-либо признаками самостоятельного государственного образования.

В связи с анализом приведенного определения и теми точками зрения, которые складываются в современной политологической и юридической литературе, в качестве отличительных особенностей унитарного государства (не связанных с системой права – об этом речь пойдет ниже) могут быть названы:

Готовые работы на аналогичную тему

  • Отсутствие признаков суверенности у составных элементов государства (городов, провинций, и т.д.);
  • Единое гражданство, устанавливающую равную политико-правовую связь государства и его граждан, независимо от района территории проживания;
  • На территории унитарного государства устанавливается единая денежная единица и экономическое пространство, свободное перемещение товаров и т.д.;

Система права простого унитарного государства

Выше были рассмотрены определение и признаки, характеризующие унитарную форму политико-территориальной организации, в качестве возможной формы государственного образования. При этом необходимо отметить то, что ключевым признаком рассматриваемой группы государств выступает единая система права унитарного государства, характеризуемая следующими признаками:

  1. В унитарном государстве принимается единая Конституция По данной теме мы уже выполнили реферат Конституция РФ подробнее , действие которой в равной степени распространяется на всю территорию государства, а принятие иные конституционных или учредительных актов на уровне административно-территориальных образований не допускается;
  2. Положениями Единой конституции провозглашается одноуровневая система права и законодательства – в классическом унитарном государстве правотворческими функциями наделены исключительно высшие органы законодательной власти;
  3. Система органов государственной власти, в том числе наделенных правотворческими функциями и полномочиями, выстраивается в рамках модели единой иерархичной системы с подчинением одному центру. Применительно к системе права унитарного государства значение данного принципа состоит в том, что структура парламента, как основного законодательного органа в демократическом государстве, формируется по однопалатной модели (в парламенте не представлены административно-территориальные единицы унитарного государства);
Замечание 1

Необходимо отметить то, что приведенные особенности системы права в полной мере справедливы только тогда, когда дается характеристика праву классического (или простого) унитарного государства, в составе которого исключены какие-либо автономные образования, либо вовсе отсутствуют административно-территориальные единицы.

Особенности системы права сложных унитарных государств будут даны ниже.

Система права сложного унитарного государства

Как было отмечено выше, учитывая разнообразие географических, этнических и исторических факторов формирования унитарных государств, наряду с простыми унитарными государствами, не предполагающими какой-либо децентрализации, в современном мире обнаруживаются примеры сложных унитарных государств, имеющих в своем составе одно или несколько автономных территориальных образований. Подобная особенность политико-территориальной организации, с неизбежностью накладывает отпечаток на особенности формирования системы права унитарного государства. Так, в зависимости от вида автономных образований принято выделять:

  1. Сложное унитарное государство с территориальной автономией, в рамках которого определенной части унитарного государства (как правило, в месте компактного проживания определенной этнической группы), предоставляется право самостоятельно решать определенные вопросы местного значения, в том числе путем принятия нормативных правовых актов, формирования собственных органов власти и т.д. (Франция, Китай, Азербайджан и т.д.);
  2. Сложное унитарное государство с экстерриториальной автономией, где аналогичное вышеназванному право решения вопросов местного значения предоставляется этническим меньшинствам, проживающим разрозненно (Македония Хорватия).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что особенностью системы права сложного унитарного государства выступает то, что наряду с существованием одноуровневой системы законодательства, отдельным административным образованиям, по соглашению с центральными органами власти, предоставляется право самостоятельного решения вопросов местного значения, в том числе путем принятия самостоятельных нормативно-правовых актов. В этой связи, система права осложняется законодательным юридическим массивом, формируемым в рамках административно-территориальных образований их собственными органами власти и управления.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Сергей Анатольевич Хилимов

Эксперт по предмету «Право и юриспруденция»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис