Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Сравнительная характеристика бюджетного устройства федеративного и унитарного государства

Все предметы / Финансы / Сравнительная характеристика бюджетного устройства федеративного и унитарного государства

Особенности унитарных и федеративных государств

Замечание 1

Сравнительная характеристика бюджетного устройства федеративного и унитарного государства - это выявление сходных черт и различий, достоинств и недостатков реализации бюджетного устройства, базирующегося на унитарности и федерализме.

Термин "федерация" имеет латинское происхождение и в переводе означает объединение, укрепление союзом. Федерация отличается от унитарного государства тем, что в её состав входят отдельные государственные образования. Унитарные государства состоят из административно-унитарных единиц. Таким образом, федерация представляет собой многоуровневую структуру, в которой выделяются автономные уровни. В федерациях обязательно должны присутствовать находящиеся в иерархической зависимости органы управления.

В историческом разрезе унитаризм сменил феодальную раздробленность, сыграв прогрессивную роль в государственном развитии. Унитаризм как форма государственного устройства является наиболее распространённой формой организации страны. Большая часть государств на современном этапе является унитарными.

Ключевые особенности унитарных государств:

  • в качестве структурных единиц в такие государства входят районы, области, края и другие административно-территориальные образования. Они могут зависеть от центральной власти в разной степени. По этому критерию выделяют централизованные и децентрализованные государства. Для централизованных государств характерна высокая степень зависимости от центральной власти, как, например, во Франции или Турции. Для децентрализованных государств характерна большая самостоятельность структурных образований, более широкий круг вопросов, отнесенных к их полномочиям и решаемых без участия центральной власти. Но даже в децентрализованных государствах структурные образования не обладают собственным суверенитетом. Некоторые современные унитарные государства включают административные автономии: например, в состав Великобритании как административные автономии входят Северная Ирландия и Шотландия. Как правило, автономиям в составе унитарных государств даётся меньший объем полномочий, чем соответствующим образованиям в составе федерации,
  • на территории всей страны действует единая система высших исполнительных, представительных, контрольных и судебных органов. На степень подконтрольности органам центральной власти органов административно-территориальных образований влияет мера централизованности государства.

Готовые работы на аналогичную тему

Характерные особенности федерации, отличающие её от унитарного государства:

  • в состав федерации входят различные государственные образования, такие, как штаты, республики, провинции, кантоны, земли и т.д. Все они являются субъектами федерации и имеют внутреннее административно-территориальное деление,
  • существует две системы высших властных органов - федеральные органы и соответствующие органы членов федерации. Осуществление полномочий и функций федеральными органами производится на всей территории страны, органами субъектов федерации - исключительно в пределах территории соответствующего субъекта. Вопросы разграничения полномочий и предметов ведения центра и субъектов решаются путем определения в Конституции. При этом наряду с исключительными компетенциями субъектов и федерального центра может закрепляться совместная компетенция по некоторым вопросам. В зависимости от того, какой объём полномочий отводится различным субъектам федерации, они могут быть разделены на симметричные и асимметричные,
  • у субъектов Федерации может быть своя Конституция или конституционный устав, система законодательства, а иногда и судебная система. При этом вводить региональные деньги и учреждать собственные вооружённые силы им запрещается.
  • как правило, государственное управление осуществляет двухпалатный федеральный парламент. В верхнюю палату входят представители субъектов федерации, выражающие их интересы,
  • строение федерации может базироваться на одном из трёх признаков: территориальном, национально-территориальном и национальном.

Перечисленные черты влияют на особенности функционирования и структуру бюджетной системы государства.

Плюсы и минусы федеративного бюджетного устройства

К достоинствам федерализма относят:

  • в рамках федерализма предусматривается, что на национальном уровне будет реализовано сочетание внутреннего разнообразия и внешнего единства. В нижестоящих государственных образованиях могут проявляться различия, способствующие свободному внутреннему перемещению населения в более привлекательные регионы,
  • при федеральном государственном устройстве население получает возможность активно участвовать в политической жизни,
  • правительство каждого региона стремится к упрочнению своего положения, что порождает конкуренцию - двигатель прогресса,
  • потребность в контроле населения за реализацией государственных функций порождает формирование прозрачной прямой отчётности.

Недостатками федеративного бюджетного устройства являются:

  • возможность возникновения нерационального дублирования полномочий и функций, в то время, как часть функций оказывается вовсе не охваченными,
  • возможность конфликта между нижестоящими федеративными уровнями и идеей национального единства государства; сепаратизм. Двойной суверенитет может превратиться в причину межнациональных конфликтов,
  • риск нарушения принципов свободной торговли, если субнациональное образование будет предпринимать меры, направленные на обеспечение защиты местной промышленности.

Плюсы и минусы унитарного бюджетного устройства

Основными достоинствами унитарной формы бюджетного устройства являются:

  • единый правительственный процесс, распространяемый на всю страну. В рамках этой системы действуют единые правила, применяющиеся повсеместно,
  • государство обеспечивает одни и те же услуги без региональных особенностей,
  • отсутствуют региональные, таможенные и иные внутренние барьеры для перемещения денег и торговых потоков по всей стране.

Недостатки унитарного бюджетного устройства:

  • единое правительство не способно быстро реагировать на проблемы, характерные для отдельных областей, учитывать региональные различия в полной мере
  • громоздкость административной структуры. Из-за этого администрация превращается в сложный и не гибкий инструмент.
Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Юлия Валерьевна Шульгина

Эксперт по предмету «Финансы» , преподавательский стаж — 10 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис