Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Формы государства и власти

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Право и юриспруденция / Формы государства и власти
Определение 1

Способ возникновения, организации и реализации государственной власти называют формой государства. Эта комплексная характеристика включает в себя три аспекта:

  1. метод правления;

  2. особенности административно-территориального устройства;

  3. действующий политический режим.

Определяющим моментом при классификации каждого государства является форма правления. Она зависит от того, как построена верховная власть в конкретной стране, какие должностные лица и органы наделены высшими полномочиями. Большое значение также имеют способ обретения власти и ее распределение между официальными структурами.

Все государства по форме правления можно разделить на две большие группы: монархии и республики.

Готовые работы на аналогичную тему

Монархическое государство

Определение 2

Монархия (от греч. monarchia – власть одного) – это форма правления, предполагающая принадлежность верховной власти в стране одному человеку. Причем, передается она по наследственному принципу.

Различают две основные разновидности монархии: абсолютную и представительную. В первом случае верховная власть короля (царя, императора, шаха, султана) ничем не ограничена. В стране не существует никакого представительного или законодательного органа, наделенного правотворческими полномочиями.

Пример 1

Примерами абсолютной монархии являются: средневековая Франция и Россия (до учреждения первой Государственной Думы По данной теме мы уже выполнили реферат Государственная дума подробнее в начале XX века). Если говорить о представительной монархии, то в этом случае власть правителя ограничена деятельностью законодательного органа. Это может быть собрание представителей различных сословий: духовенства, дворянства и купечества. Подобные учреждения, как правило, имеют лишь совещательные функции, их работа и перечень делегированных полномочий зависят от воли правителя.

Во многих странах Европы на смену абсолютной монархии, характерной для эпохи Средневековья, в XVIII-XIX веках постепенно пришла конституционная форма правления. В этом случае власть верховного правителя основывается на законодательной базе, она ограничена полномочиями парламента, являющегося представительным и правотворческим органом. При этом депутаты избираются населением. Хотя членство в верхней палате может передаваться по наследству или предоставляться по решению монарха.

Современная конституционная монархия существенно отличается от формы правления, характерной для XVIII-XIX веков. В Англии По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Англия подробнее , Испании, Норвегии, Бельгии, Нидерландах, Японии и Швеции полномочия верховного правителя (короля или императора) имеют номинальный характер. Правительство формируется парламентом, поэтому и отвечает за результаты своей работы, прежде всего, перед представительным органом власти.



Рисунок 1.

Республиканская форма правления

Определение 3

Республика (от лат. res publica – публичное, общенародное дело) – это форма правления, при которой верховная власть в стране принадлежит государственным деятелям и органам, избранным на ограниченный срок.

Определяющим моментом при характеристике республики является ее выборное законодательство, именно от него зависит действующий в стране политический строй. По социальной направленности республики подразделяются на следующие типы:

  1. аристократические;

  2. олигархические;

  3. демократические.

Замечание 1

Как и монархическая, республиканская форма правления возникла еще в древности. Например, римский сенат работал в V-I веках до н.э. Общеизвестны также города-республики, такие как Новгород в России, Венеция в Италии, вольные общины Германии и т.д.

Современные республики подразделяются на парламентские и президентские. Они разнятся между собой по принципу разделения полномочий между ветвями власти.

В условиях парламентской республики именно орган высшей законодательной власти формирует состав правительства страны и контролирует его деятельность. Глава государства также избирается депутатами. Министерские портфели распределяются между членами политических партий, имеющих наибольшее представительство в парламенте. Депутаты могут отправить правительство в отставку, если в большинстве своем недовольны результатами деятельности высшего органа исполнительной власти.

Пример 2

Примерами парламентских республик являются современные Германия, Греция, Италия По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Государственный строй Италии подробнее и ряд других стран.

Главной отличительной чертой президентской республики является общенародное избрание главы государства. Поддержка населения, выраженная в результате выборов, делает его власть легитимной. В своих решениях первое лицо президентской республики обладает широкими полномочиями.

Глава государства, избранный народом, вправе определять внутреннюю и внешнюю политику страны, он является верховным главнокомандующим, наделен правом вето при принятии законов. Президент назначает премьер-министра и членов правительства, принимает их отставки. Он может распустить нижнюю палату парламента и назначить дату внеочередных выборов.

Определение 4

Таким образом, существуют следующие основные формы правления:

  • монархия

1) абсолютная

2) представительная

a) сословная

b) конституционная

  • республика

1) парламентская

2) президентская.

Форма правления в современной России

Современная Россия является президентской республикой. Такая форма правления прописана в Конституции РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Конституция РФ подробнее .

Полномочия главы государства, избираемого прямым всенародным голосованием, заметно превалируют над уровнем правовых компетенций Государственной Думы. Президент России вправе как объявить об отставке Правительства, так и распустить нижнюю палату парламента, правда, лишь в случае возникновения непреодолимых политических или социально-экономических коллизий.

Правительство России не несет ответственности за свои действия перед Государственной Думой, кроме бюджетного контроля. Недоверие к кабинету министров, выраженное большинством депутатов, не обязывает высший орган исполнительной власти нашей страны подать в отставку в полном составе.

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис