Общая характеристика системы муниципального права
Любой крупный массив нормативно-правового регулирования, к которому прежде всего относятся самостоятельные и комплексные юридические отрасли, наряду с рядом традиционных признаков (предмет, метод, и т.д.), характеризуется наличием собственной системы, которую применительно к отрасли муниципального права, в наиболее общем виде, можно определить следующим образом:
Система муниципального права – это обособленное объединение муниципально-правовых норм и институтов, определенных в конкретной упорядоченной последовательности, в зависимости от их значения и роли в вопросе правового регулирования отношений, входящих в предмет рассматриваемой отрасли.
Иными словами, система муниципального права формируется с опорой на логическое, последовательное разделение совокупности норм муниципального права и их объединений, регулирующих группу сходных, однородных общественных отношений, с учетом их характера и содержания. В связи с данным признаком, в рамках одного из существующих в научной и учебной литературе подходов предлагается выделять следующие элементы в системе муниципального права:
- Нормы, регулирующие вопросы установления и реализации местного самоуправления, как формы народовластия;
- Положения, устанавливающие территориальные, организационные и финансово-экономические основы местного самоуправления;
- Юридические предписания, закрепляющие предметы ведения и полномочия органов местного самоуправления и соответствующих должностных лиц, а также различные гарантии их осуществления и реализации;
- Ответственность субъектов муниципального права – в первую очередь органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Элементы системы муниципального права
Наряду с рассмотренной точкой зрения о целесообразности характеристики системы муниципального права путем последовательного перечисления вопросов, регулируемых в рамках рассматриваемой отрасли, в юридической литературе предлагается точка зрения о целесообразности более традиционного рассмотрения системы муниципального права. В рамках такого подхода обуславливается целесообразность выделения общей и особенной частей муниципального права:
При этом к общей части рассматриваемой отрасли следует относить общие положения, применимые ко всей отрасли в целом, в том числе: общие положения о муниципально-правовом регулировании, о местной публичной власти (местном самоуправлении), а также об особенностях и правовом положении субъектов рассматриваемой отрасли. При этом в общей части муниципального права, как науки и учебной дисциплины, предлагается также выделять характеристику исторического развития муниципально-правового регулирования и местного самоуправления в нашей стране.
В свою очередь, в особенной части муниципального права предлагается выделять две группы юридических предписаний:
- Относительно самостоятельные группы норм публичного и частного права, направленные на общее правовое регулирование вопросов, связанные с отправлением местного самоуправления в РФ;
- Группы норм, детально регламентирующие каждую из основ местного самоуправления в отдельности.
В этой части необходимо сделать важное замечание, связанное с тем, что поскольку правовое регулирование отношений, входящих в предмет муниципального права осуществляется в нашей стране нормами различных юридических отраслей (конституционного, административного, финансового, налогового, гражданского и т.д.), в связи с чем выделение элементов особенной части рассматриваемой отрасли гораздо более затруднительно, нежели, к примеру, в гражданском или уголовном праве, институты которых прямо обособлены в рамках соответствующих кодифицированных источников правового регулирования отношений, входящих в предмет указанных юридических отраслей.
Сущность и виды норм муниципального права
Ключевым, базовым элементом системы муниципального права выступают нормы рассматриваемой отрасли, определение которых, в наиболее общем виде может быть сформулировано следующим образом:
Нормы муниципального права – это самостоятельные юридические предписания, посредством которых происходит закрепление и урегулирование общественных отношений, возникающих и реализуемых в процессе организации и деятельности местного самоуправления в Российской Федерации.
При этом в юридической литературе предлагаются различные классификации норм муниципального права в зависимости от различных критериев. Так, по характеру устанавливаемых предписаний принято выделять управомочивающие, обязывающие и запрещающие нормы муниципального права.
Например, управомочивающей нормой муниципального права может быть признано положение действующего законодательства о праве органов местного самоуправления самостоятельно владеть, пользоваться и распоряжаться муниципальной собственностью. Обязывающая норма – положение ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления», устанавливающая обязательность наличия выборных органов местного самоуправления в каждом муниципальном образовании. Наконец в качестве примера запрещающей нормы муниципального права можно привести конституционное положение о запрете на ограничение прав местного самоуправления.
Также нормы муниципального права могут быть подразделены по степени их обязательности для субъектов рассматриваемой отрасли. В соответствии с данной классификацией выделяют императивные нормы, то есть нормы обязательные для субъектов, которым адресовано соответствующее регулятивное предписание, и диспозитивные нормы, реализация которых зависит от собственного усмотрения и волеизъявления участников правоотношений, регулируемых муниципальным правом.
Кроме того, в юридической науке различают материально-правовые нормы, посредством которых устанавливается положение органов местного самоуправления и соответствующих должностных лиц, и процессуальные нормы, в которых регламентируются процедурные вопросы формирования выборных органов местного самоуправления, последующего осуществления ими собственных полномочий, а также вопросы, связанные с принятием решений населением муниципального образования по вопросам местного значения и т.д.