Сущность и состав конституции Польши
Конституция Польши принята Национальным собранием 02.04.1997 года, и вступила в силу 17.10.1997 года.
Конституция Польши включает в себя:
- Преамбулу;
- 13 разделов;
- 243 статьи.
Форма правления в Польше по действующей в настоящий момент Конституции - смешанная или полупрезидентская республика: Правительство несет ответственность перед Сеймом, имеет нужду в его доверии, но Президент выбирается гражданами, обладает независимым от парламента мандатом. Но круг президентских полномочий сокращен, на практике законодательная и исполнительная власти действуют по парламентарному типу.
Основные принципы территориального устройства Республики внесены в раздел 1 Конституции, а именно в статьях 15 и 16, а более подробным образом оно урегулировано ее 7 разделом. В соответствии с Конституцией, территориальное устройство призывается обеспечивать децентрализованную публичную власть. Население любой единицы основного территориального деления, то есть общины или гмины, а также другой законной единицы формируют в силу права самоуправляемое сообщество. Конституция дает гарантии правам единиц территориального самостоятельного управления.
Раздел 1 Конституции, именуемый "Республикой", включает главные принципы организации общества и государства и их взаимных отношений. Тут необходимо прежде выделить характеристику Республики Польша в форме единого блага для всех граждан, как правового демократического государства, которое осуществляет принципы справедливости в социальной сфере, как единое государство. Конституция определена верховным правом Республики, и конституционные предписания непосредственно подлежат применению. Устройство Республики основывается на равновесии и разделении исполнительной, законодательной и судебной властных ветвей. Устанавливается официальный язык, символика государства и его столица.
Провозглашается свободное создание и деятельность институтов гражданского общества – партий политики, других объединений и фондов на добровольной основе, средств массовой информации. Республика осуществляет охрану брака, семьи, материнства и родительства, притом брак охарактеризован в Конституции как союз конкретно мужчины и женщины. В Конституции принципиальным образом регулируются отношения меж государством и церквями или другими союзами вероисповедания на основании автономии и равноправия последних и т.п.
В форме базиса устройства экономики Республики Конституция определила социальное рыночное хозяйство, которое опирается на свободу хозяйствующей деятельности, частной собственности, а также солидарности, диалога и сотрудничества социального партнерства. В базисе аграрного устройства пролегает семейное хозяйство. Государство охраняет труд.
2 раздел Конституции, состоящий из 57 статей, регулирующий права, свободы, обязанности гражданина и человека. Он включает в себя 6 подразделов:
- общие принципы;
- личные права и свободы;
- политические права и свободы;
- социальные, экономические, культурные права и свободы;
- средства охраны прав и свобод;
- обязанности.
В данном разделе необходимо отметить, прежде всего, положение части 2 статьи 31, в соответствии с которым никто не может быть принужден делать то, к чему его не обязывает право. Особенное внимание необходимо обратить на формулировку статьи 38: "Республика Польша обеспечивает любому человеку правовую охрану его жизни".
Разделы 4-6, 8 и 9 Конституции регулируют систему органов государства Республики.
9 раздел об органах законодательной власти, состоящий из 31 статьи, называется "Сейм и Сенат".
Конституция предусмотрела, что все палаты в устанавливаемых случаях осуществляют деятельность в образе Национального собрания. Этот раздел вмещает в себя следующие подразделы: выборы и срок полномочий; сенаторы и депутаты, организация и деятельность, референдум. Сенат – так и остался слабой верхней палатой, хоти и выбирается посредством прямых выборов.
Особенности Конституции
Структура Конституции обладает специфическими особенностями. Она начинается с преамбулы, в которой, отмечено, что Третья республика продолжает лучшие традиции Первой и Второй республик и памятует "о горьком временном опыте, когда главные человеческие права и свободы были в нашей Отчизне попраны". Конституция в преамбуле определена "как основной закон для государства, опирающийся на уважение справедливости и свободы, взаимного действия властных ветвей, общественного диалога, а также на принципе дополнительности, который укрепляет правомочия граждан и их общностей". Принцип субсидиарности, означает, что по отношению к социальным и экономическим проблемам общество обладает приоритетом перед государством, которое призвано для оказания помощи там, где местные сообщества не в силах разрешить проблемы самостоятельным образом.
Особенность в структуре Конституции представлена 3 разделом, именуемым как "Источники права", который, как и 2 раздел, посвящен человеческим и гражданским правам, свободам и обязанностям, напоминает изложение их как конституционных статей учебника конституционного права. Следует признать, что четкое определение в этом разделе иерархии нормативных актов и процедур введения их в действие должны оказать помощь в упорядочении нормотворчества разнообразных властных органов.
В Конституцию включается 10 раздел, именуемый как "Публичные финансы", который состоит из двенадцати статей, регулирует основы статуса Польского Национального Банка.
Следующая особенность структуры Конституции – специализированный 11 раздел, который устанавливает следующие виды чрезвычайного положения: военное, исключительное и положение стихийного бедствия.
Положительная особенность Конституции усматривается в том, что последний 13 раздел, который содержит переходные и заключительные положения, является довольно подробным, позволяет обеспечивать плавный переход от прежнего конституционного регулирования к новому, хоть некоторые временные сроки и являются излишне большими.