Системы взаимоотношений церкви и государства
Церковь — это второй по значимости институт политической системы общества после государства. Исторически союз церкви и государства в России рассматривается, как особый нравственно-религиозный и юридический союз.
В настоящее время наблюдается борьба церковных и государственных начал, основанная на искусственно привнесенной теории взаимоотношений между церковью и государством. Политическая наука разработала учение, согласно которому не допускается разделения центральных сил, но на практике церковь оказывается в положении учреждения, подчиненного государству, удовлетворяющим религиозные потребности населения. Государство обращается к церкви с правом собственной авторизации, контроля и надзора, не обращая особого внимания на вопрос верования.
Исторически сложившиеся системы взаимодействия государства и церкви:
- Государство признает только одно вероисповедание истинным, покровительствует исключительно одной церкви. Остальные церкви не признаются вполне истинными или истинными, что находит различное выражение — от отчуждения и непризнания до открытого преследования. Чужие вероисповедания подвержены умалению в праве, чести и преимуществе по сравнению с основным вероисповеданием. Данной системе следовало большинство европейских государств.
- Система равенства церквей, система «свободной церкви в свободном государстве». Беспристрастное и одинаковое отношение государства к любым вероисповеданиям, исключающее любое покровительство, предоставление любой церкви права выстраивать свои обряды и дела самостоятельно. Данная система шире всего реализовалась в Североамериканских Соединённых Штатах, в Ирландии. Сторонники этой системы считают, что она является наиболее простой и совершенной системой, поэтому должна быть введена повсеместно как единственное средство для справедливого и верного разрешения отношений между церковью и государством.
- Государство воздерживается от покровительства или предпочтения какому-либо верованию или вероисповеданию, но может ограничивать в деятельности или устранять верования, признанные им вредными или ложными для общества. Эта система основывается на предположении, что удобнее и легче определить ложное верование, чем выяснить, какая вера является истинной. Эта система наблюдалась в ост-индских владениях Великобритании.
В истории развития взаимоотношений государства и церкви наблюдалось соединение 1 системы с 3, когда происходит признание господствующим одного вероисповедания с терпимостью для иных и устранением ложных и вредных верований, 2 и 3 систем (пример отношения правительства Соединенных Штатов к мормонскому вероучению).
Типы взаимоотношений церкви и политической системы
Некоторые исследователи выделяют 4 типа положения церкви в государстве и их взаимных отношений:
- теократия — подчинение государства церкви, это общественное устройство, при котором в гражданской области владычествует религия; порядок основан на религиозном учении, обязательном для правителей и для подданных, а не на единстве общественного дела; характерна для религий древнего мира, ислама;
- господствующая церковь — характерен принцип, согласно которому государство оказывает покровительство только одной церкви, которая получает высшее политическое положение; господствующая церковь получает непосредственно значение государственного установления, она вводится в состав государства в качестве политической корпорации, получает привилегированное место; церковь является нравственной опорой государству;
- признанные церкви — государство покровительствует в одинаковой степени всем церквам, которые признаются государственными корпорациями; господствующая и признанные церкви могут существовать совместно, признанные церкви не связываются непосредственно с государством; государство предоставляет таким церквам определенные права, защиту, пособия, участие в управлении, однако не привилегированное положение;
- терпимые церкви — у церкви отсутствует характер государственной корпорации, она является частным союзом; государство допускает или не допускает существование подобных союзов; свобода вероисповедания ограничивается требованиями государственного порядка и нравственности; государство не должно требовать безнравственных сект, отрицающих государственную власть.
Типы отношения государства к религии
В истории развития форм государственности выделяют следующие типы отношений государства к религии:
- трансформация верховной государственной власти в ядро, центр религии, в языческих государствах происходит обожествление монарха, в христианских государствах наблюдается цезаропапизм;
- подчинение государства церковным учреждениям (различные формы папоцезаризма, иерократии, жрецократии);
- союз государства и церкви, который достигается путем личной принадлежности монарха к церкви, его подчинением религиозной идее, при независимости государственной верховной власти (можно считать истинным выражением теократии).
В истории христианских государств существует несколько форм взаимоотношений государства и церкви. В римском католицизме преобладала идея подчинения церковной власти государства. Крайней ситуацией развития такой идеи является наличие у Папы верховной власти над миром.
В протестантизме наблюдается обратная идея церковно-государственных отношений. Церковь включает равных членов, коллективно им принадлежит епископская власть. Церковная и государственная власть принадлежит одному обществу. Если власть принадлежит Государю, то на него переносятся и епископские права. Он становится обладателем политической и церковной власти.
Для православных монархий характерны союзнические взаимоотношения. Сохраняется независимость религиозного и этического начала без разрыва между государством и церковью. Фактическое осуществление этой идеи зависит от уровня искренности взаимоотношений, что определяется искренностью и глубиной веры в народе, в представителях гражданской и церковной власти.
Для демократий характерна система отделения церкви от государства. Государство не берет на себя непосильного и излишнего труда в руководстве религиозными отношениями, снимает с себя ответственность за действия церкви, пресекать нарушение государственных законов, не делая различий между нарушителями закона.