Понятие и признаки акта прокурорского реагирования
Акт прокурорского реагирования (далее АПР) — это законодательно обоснованное и закрепленное в специальном документе решение прокурора, посредством которого он реагирует на правонарушения, выявленные в процессе применения правовых средств надзора.
АПР — это ответные меры прокурора при выявлении им каких-либо нарушений закона. Акт обладает юридической силой и является обязательным для рассмотрения в установленный срок. Это индивидуальные акты, обращенные к определенным должностным лицам и органам в связи с конкретными нарушениями закона.
Реагирование прокурора должно быть оперативным и своевременным, обоснованным, комплексным, упреждающим, адекватным, динамичным и законченным. Прокурорский надзор должен дополняться предупреждающими мерами профилактического характера. Акт прокурорского надзора содержит данные о месте и дате его составления, субъекте, в отношении которого составляется акт, сути нарушения закона, сведения о действиях, которые необходимо предпринять для устранения нарушений.
Признаки АПР:
- акт — это документально отраженное средство прокурорского надзора, материальная фиксация властных полномочий прокурора; вынесение акта является единоличным решением прокурора;
- обладает императивностью и носит государственно-властный характер — акт содержит требование об обязательности исполнения, за неисполнение требований прокурора предусмотрена административная ответственность (ст. 17.7 КоАП), прокурор является представителем государства в уголовном процессе со стороны обвинения (ст. 37 УПК);
- носит индивидуальный характер — акт обращен к конкретному лицу, допустившему нарушение законодательства, выявленное прокурором;
- как юридический факт создает, прекращает или изменяет определенные правоотношения;
- является индивидуальным регулятором, воплощает на практике норму права, придавая ей определенную форму;
- основывается на уже существующих нормах права и является правоприменительным актом;
- создается с целью устранения нарушений, должен быть результативным;
- является целесообразным, основывается на законе и имеет под собой основание;
- является юридическим документом с определенной структурой, содержащей вводную, описательную, мотивировочную и резолютивную части;
- носит опосредованный характер, нарушения устраняет не прокурор, а лица, их допустившие;
- имеет срочный характер, вносятся и рассматриваются в определенный срок.
Классификация АПР
В соответствии с Законом о прокуратуре (ст. 23-25) к актам прокурорского надзора относятся:
- протест;
- постановление;
- представление;
- предостережение о недопустимости нарушения закона.
Форму реагирования выбирает прокурор. Его выбор зависит от причин, вызвавших нарушение закона, их характера, уровня распространенности, степени вины правонарушителей, а также последствиями, следующими за нарушением законов.
Протест выносится прокурором и его заместителем (ст. 23 Закона о прокуратуре). Прокуроры отделов проводят подготовку проектов протестов.
Содержание протеста заключается в требовании прокурора частично или полностью отменить не соответствующие или противоречащие закону акты, привести акт в соответствие с законодательством, обращенном к должностному лицу, органу, издавшему (принявшему) незаконный акт, к вышестоящему органу, который вправе отменить данный акт, к суду.
Протест применяется в случаях, когда в процессе прокурорского контроля за соответствием законодательству правовых актов, издаваемых объектами надзора, устанавливаются приказы, постановления, распоряжения и другие акты, частично или полностью не соответствующие Конституции и иным законам РФ.
Прокурор, реализуя протест, вправе обратиться в суд общей юрисдикции, в арбитражный суд с требованием признать акты, не соответствующие закону, недействительными. Исключение составляет ограничение права прокурора на обращение в суд с требованием о признании недействительным закона субъекта РФ.
Постановление прокурора (ст. 25) выносится, если:
- есть основания полагать, что нарушение прав и свобод человека имеет характер преступления (постановление для решения вопроса об уголовном преследовании);
- есть основания полагать, что нарушение прав и свобод человека имеет характер административного правонарушения (постановление для решения вопроса об административном правонарушении).
Прокурор вправе дать согласие на возбуждение уголовного дела частно-публичного и частного обвинения при отсутствии заявления потерпевшего (его законного представителя) в случае, если это преступление совершено в отношении лица, которое в силу беспомощного или зависимого состояния, или по другим причинам не может самостоятельно защищать свои права и интересы.
Представление прокурора (ст. 24) означает право и обязанность прокурора (его заместителя) требовать устранения фактов ненадлежащего исполнения или неисполнения требований закона, выявленных в процессе прокурорского надзора, которые причинили или создали реальную угрозу интересам личности, общества или государства. Представление обращено к должностным лицам, учреждениям, организациям или органам, обладающим правомочием устранить выявленные нарушения. Представление подлежит безотлагательному рассмотрению.
Предостережение о недопустимости нарушения закона применяется в случаях, когда в процессе осуществления прокурорского надзора прокурор получает сведения о том, что должностные лица объектов надзора хотят совершить те или иные противоправные действия.
Применению предостережения обязательно должна предшествовать проверка сведений о готовящемся преступлении конкретными лицами с истребованием от них письменных объяснений.
При наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях с признаками экстремистской деятельности, предостережение направляется руководителям общественных, религиозных и других соответствующих объединений, и должностным лицам.