Сущность административно-процессуального права
Административно-процессуальное право — это определенные общеобязательные для всех правила поведения, предусмотренные государством, регулирующие отношения в обществе, возникающие в процессе разрешения дел в области государственного управления.
Административно-процессуальные нормы регламентируют два блока отношений в обществе:
- общественные отношения, появляющиеся вследствие применения органами государственного управления и должностными лицами, другими административными и государственными органами административных и правовых исполнительных мер в рамках решаемых административных вопросов;
- общественные отношения, появляющиеся в результате применения административных и судебных мер судебными органами в рамках судебных и разрешенных ими административных дел.
Административно-процессуальное право — это большая группа норм права, которая регулирует некоторые процедуры властной деятельности, находящиеся в системе административного права. Это право рассматривается как совокупность процессуальных норм, систематизированных в отдельные институты административного права.
Признаки административно-процессуального права:
- процессуальные нормы не сгруппированы, не систематизированы, они включены в отдельные административно-правовые институты;
- разнообразие источников, соответствующие нормы содержаться в законах и подзаконных актах федеральных органов, органов субъектов Федерации;
- процессуальные нормы вторичны, они эффективно обеспечивают реализацию материальных норм;
- обслуживает материальные нормы разных отраслей права — конституционное, земельное, административное и другие отрасли публичного права; нормы о регистрации сделок с имуществом, актов гражданского состояния, исполнительном производстве, банкротство обеспечивают гражданско-процессуальное, семейное и гражданское право.
Критерии выделения административно-процессуального права:
- наличие предмета регулирования, наличие соответствующей группы социальных отношений, существующих в социально-правовой среде;
- наличие внутренней организации, позволяющей нормам права выступать в качестве элемента системы права, наличие внутренней структуры;
- возможность взаимодействовать с другими сферами, как системами одного и того же уровня.
Административно-процессуальное право включает исключительно те процессуальные нормы, которые способны регулировать административные производства, включенные в структуру административного процесса и судопроизводства.
Нормы и предмет административно-процессуального права
Административно-процессуальное право содержит две большие группы административно-процессуальных норм:
- нормы, регламентирующие процессуальные формы деятельности органов власти, осуществляющих государственное управление, административные производства, включенные в структуру административного процесса;
- нормы, регулирующие деятельность органов суда по отправлению административного судопроизводства.
Одной из задач процессуальной отрасли права является нормативное регулирование процессуальной деятельности органов государственной власти. От административно-процессуального права требуется регулирование всей многообразной и широкой процессуальной деятельности органов исполнительной власти РФ и субъектов Федерации.
Основную часть предмета административно-процессуального права представляют отношения, которые регулируются материальным административным правом. Предмет административно-процессуального права — сложное структурное явление, в состав которого входит процессуальная деятельность органов исполнительной власти, суда и общественные отношения:
- регулируемые материальным административным правом, реализация которых происходит с помощью административного процесса;
- регулируемые нормами финансового, гражданского, трудового, семейного и иных отраслей права, связанные с решением задач и проблем государственного управления, реализацией исполнительной власти и требующие процессуальных действий исполнительной власти.
Процессуальная отрасль преследует двуединую задачу: регулирование правовых отношений и порядок их реализации. Предмет регулирования административно-процессуального права — материальные правовые отношения, появляющиеся в результате решения задач в сфере государственного управления, функционирование суда и исполнительной власти, урегулированное нормами административно-процессуального права.
Система административно-процессуального права
Система административно-процессуального права основана на управленческом подходе к пониманию административного процесса и включает группы норм, отличающихся по содержанию общественных отношений, и регулируемых ими: общая и специальная (особенная) части.
Общую часть регулирует положения общего свойства, распространяющиеся на самые разные группы отношений. Вторая группа норм (особенная часть) регулирует обособленные и узкие группы общественных отношений, проявляющихся в процессе реализации разновидности административного производства.
Общая часть включает ряд институтов, регулирующих:
- порядок производства в сфере государственного управления;
- статус субъектов административного процесса;
- контрольно-надзорную деятельность для обеспечения законности.
В рамках Особенной части выделяют две подотрасли: одна содержит институты, регулирующие различные административные производства (принятие нормативно-правовых актов государственного управления, лицензионное, регистрационное, по дисциплинарным делам, по делам о поощрениях, по применению мер административного пресечения и предупреждения; дела об административных правонарушениях и др.); институты, регулирующие работу судов общей юрисдикции по рассмотрению некоторых категорий административных дел, деятельность арбитражных судов по изучению и рассмотрению административных и правоотношений экономических споров.