Административно-правовые отношения по своей сущности сложны и многогранны, их теоретическое осмысление представляет некоторые трудности. Связано это с тем, что данные правоотношения имеют определенную взаимосвязь практически со всеми не менее сложными институтами административного права. При этом их природа обусловлена основными чертами как материальных, так и процессуальных административно-правовых норм, или другими словами, управленческого процесса и административно-процессуальной деятельности.
Кроме того, принципиальным положением считается то, что граждане, как участники и субъекты административно-правовых отношений, имеют возможность на защиту своих нарушенных прав и свобод в случае неправомерных действий органов управления или их конкретных должностных лиц.
Специфика структуры административно-правовых отношений
Структура административно-правовых отношений, как и любых других правоотношений, состоит из трех основных элементов:
- субъектов;
- объекта;
- содержания.
Однако в связи с особенным природным строением и направленностью, каждый их данных элементов в административно-правовых отношениях обладает некоторой спецификой, поэтому следует рассмотреть их более подробно.
-
Субъекты.
Главнейшим показателем субъектов административно-правовых отношений считается присутствие у них материального или же процессуального административно-правового статуса, совокупность которого составляют права, прямые обязанности, ответственность. В этом случае речь идет о двух следующих категориях:
* административная правоспособность; * административная дееспособность.
-
Объект.
Объектом административно-правового отношения принято считать какие-либо воздействия субъектов административного права, которые могут сказываться на них как положительно, так и отрицательно. Например, принятие должностным лицом соответствующего правового акта управления или совершение военным административного правонарушения.
-
Содержание.
Содержание административно-правовых отношений тесно связано с их субъектами. Оно включает в себя их права, обязанности, запреты, ограничения, а также процессуально-правовой режим их претворения в жизнь, выполнения, соблюдения либо правовой защиты . Важной деталью содержания административного правоотношения считаются общественные прямые обязанности и права, субъекты реализации которых являются участниками общественного правоотношения.
Ключевые особенности административно-правовых отношений
Административно-правовое отношение – это разновидность правовых отношений, поэтому оно обладает как общими признаками, характерными для всех правоотношений, так и отличительными, присущими только сфере административного права.
Среди общих признаков следует назвать:
- первичность правовых норм, влекущих регулирующее воздействие правоотношения на конкретную сферу общественных отношений;
- регламентация правовой нормой поступков участников правоотношения, придающая им юридическую силу;
- регламентация прав и обязанностей участников правоотношения в рамках правовой нормы;
- специфичность состава всякого вида правоотношений, деталями которого считаются субъекты (участники отношений), объект (то, насчет чего появились эти отношения) и содержание, в котором различаются фактическая сторона (поведение субъектов) и юридическая сторона (субъективные права и обязанности).
Вместе с перечисленными общими признаками, административно-правовые отношения имеют ряд отличительных особенностей. Вопрос об этом в научной литературе представляется дискуссионным и в настоящее время весьма актуален.
Так, среди данных отличительных особенностей обозначаются следующие:
- В отличие от гражданско-правовых и ряда иных видов правоотношений административно-правовые отношения построены на началах «власть-подчинение», в которых в связи с этим отсутствует юридическое равенство сторон. Естественно, для административно-правовых взаимоотношений по вертикали, когда управление подразумевает подчинение участников общей работы единой правящей воле, такой расклад аргументирован. Но с предоставлением Конституцией РФ более широких возможностей субъектам РФ и органам местного самоуправления, развитием рыночных отношений, все большее распространение получают отношения между участниками по горизонтали, что подразумевает их равноправие.
- Характер государственно-управленческой работы обусловливает потребность выделения субъекта управления, который в своей зоне ответственности должен реализовывать государственно-властные полномочия для защиты общественных интересов, конституционных прав и свобод граждан.
- Сфера административно-правовых отношений считается управляемой сферой. А значит, в ней находят отражение все главные качества, свойственные государственному управлению, а также общественные интересы, реализуемые в ходе практического воплощения функций органами исполнительной власти и местной администрацией.
- Административно-правовые отношения являются организационными, то есть образуются по инициативе каждой из сторон.
- Между сторонами административно-правовых отношений возникают споры, разрешаемые, как во внесудебном административном порядке, так и в некоторых случаях при обращении в суд.
- Административно-правовые отношения образуются, меняются и прекращаются при наличии критериев (юридических фактов), предусмотренных административно-правовыми нормами.