Административно-правовые отношения представляют один из видов правовых взаимоотношений, это общественные отношения в управленческой сфере, урегулированные правом.
По своей сущности административные правоотношения неоднородны, поэтому их можно рассмотреть с разных позиций, таких как:
Отдельно норма административного права не служит основанием для возникновения конкретного административно-правового отношения. Она лишь является базой его происхождения, а при подходящих условиях и при наличии надлежащих субъектов управленческое отношение приобретает административно-правовую оболочку.
Административно-правовая норма характеризуется тем, что устанавливает размер полномочий и возможностей участвующих в нем сторон, их обоюдные права и прямые обязанности, а кроме того юридическую ответственность за невыполнение этих обязанностей или же несоблюдение прав. Она по своей природе многогранна, поскольку может отражать для одной стороны вид и меру возможного поведения, а для другой стороны - вид и меру подобающего поведения.
В целом же, понятие административно-правового отношения вполне можно обозначить как урегулированное административно-правовой нормой управленческое общественное отношение, которое складывается в области реализации исполнительной власти .
Административно-правовые отношения отличаются рядом специфических черт, которые выделяют их среди других правовых отношений. Среди них можно обозначить следующие:
Сегодня прогрессивная юридическая наука и практика принимает, что правоотношение невозможно рассматривать в отрыве от тех фактических социальных взаимоотношений, что облекаются в правовую форму. Возникая на базе правовых норм, они становятся отличительной формой поступков и действий людей. Таким образом, юридическая форма и фактическое содержание общественного отношения - это целостное общественное явление.
Структура административно-правового отношения, как и любых других правовых отношений, состоит из трех основных элементов:
Субъект является неотъемлемой деталью административно-правовых отношений, в роли него традиционно выступает соответствующий орган исполнительной власти (или же должностное лицо), наделенный определенными правами и обязанностями по претворению в жизнь исполнительно-распорядительной работы. Данный непременный субъект постоянно действует юридически властно. Второй же стороной административно-правовых отношений могут быть все иные возможные субъекты административно-правовых отношений.
Возникать административно-правовые отношения могут по инициативе любой из сторон, но желание второй стороны при этом не классифицируется в качестве неотъемлемого условия. В тех случаях, когда это потребуется, оно играет роль фактора, предшествующего зарождению административно-правового отношения.
В качестве основных субъектов, как правило, рассматриваются:
Мера участия субъектов в правовых отношениях ориентируется их правоспособностью (способность иметь права) и дееспособностью (способность реализовывать свои права в полной мере).
Единым объектом административно-правовых отношений считаются отношения в области государственного управления. В каждом определенном административно-правовом отношении объектом обозначается то, на что ориентированы права и обязанности его участников или другими словами то, из-за чего же возникает правоотношение. Как правило, в административно-правовых отношениях в качестве объектов могут выступать поведение, действия субъектов в области управления и их результаты.