Понятие административного надзора
Под административным надзором понимается:
- система организационно-правовых мер, направленных на профилактику рецидивной преступности среди лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы
- деятельность органов внутренних дел по контролю соблюдения административных ограничений и обязанностей лицами, освобожденными из мест лишения свободы.
Признак – отличительное свойство предмета или явления, по которому его можно описать, определить.
Общие признаки административного надзора как вида деятельности
Выделяют следующие признаки:
- Государственно-властный характер. Надзор за лицами, отбывшими лишение свободы, осуществляется органами государственной власти, который в рамках своих полномочий вправе применять к поднадзорным лицам различные меры, в том числе меры ответственности.
- Управленческий характер. Отношения по административному надзору в целом находятся в сфере государственного управления, где государство в лице органов и должностных лиц имеет права руководства чьей-либо деятельностью, а субъекты управления обязаны придерживаться установленных для них правил и предписаний.
- Комплексный характер. Регулирование административного надзора осуществляется актами различного уровня и отраслевой принадлежности – уголовного, уголовно-исполнительного, административного, административно-процессуального.
- Принудительный характер. В рамках административного надзора на поднадзорное лицо возлагается ряд ограничений и обязанностей, которые вторгаются в сферу его прав и свобод (в первую очередь свободы передвижения).
- Конституционный характер. При этом поднадзорное лицо не является «бесправным объектом» надзора, оно наделено и правами (обжаловать действия и решения органов внутренних дел, обращаться с заявлением о досрочном снятии надзора).
- Судебный контроль. Поскольку административный надзор существенно ограничивает права поднадзорного лица и обладает большим принудительным потенциалом (как уголовное наказание в виде ограничения свободы), его применение самим субъектом управленческой деятельности таило бы в себе угрозу произвола. Административный надзор устанавливается, дополняется и продляется только по решению суда, который вправе отказать в применении административных ограничений.
- Индивидуальный характер. Закон об административном надзоре возлагает на всех поднадзорных лиц общие обязанности (ст. 11), однако административные ограничения устанавливаются индивидуально как с точки зрения перечня ограничений, так и с позиции их конкретного содержания. При этом устанавливаемые ограничения безусловно должны иметь связь с предыдущей преступной деятельностью поднадзорного лица (так, страдающему игроманией может быть запрещено посещение букмекерских контор, футбольному болельщику – спортивных состязаний).
- Систематический характер. Наблюдение за лицами, отбывшими лишение свободы, является постоянным, непрерывным. В этом заключается основное отличие надзора от контроля (несистематическая, разовая деятельность).
- Отношения по административному надзору охраняются законом. За нарушения поднадзорное лицо может быть подвергнуто в том числе административной и уголовной ответственности.
Признаки административного надзора проявляются в следующих его характеристиках:
-
лица, в отношении которых может быть установлен надзор
Замечание 1Административный надзор устанавливается не в отношении всех судимых лиц, а лишь в отношении лиц, отбывших лишение свободы за определенные Законом об административном надзоре преступления.
-
меры, принимаемые для снижения вероятности совершения поднадзорным лицом преступлений. Данные меры можно подразделить на две группы: обязанности поднадзорного лица индивидуальные ограничения.
Замечание 2И обязанности, и административные ограничения для поднадзорных лиц исчерпывающе перечислены в законе. Суд по своему усмотрению не вправе назначить какие-либо иные ограничения (например, ограничить доступ лица к каким-либо ресурсам сети Интернет).