Партия представляют собой группу лиц, которые объединены определенными целями и выражают интересы определенных общностей.
Политическая партия в юридической науке определяется как политическое объединение группы лиц, которое имеет определенную структуру организации, цели, задачи представляет интересы определенных социальных групп.
Исторически процесс и становления партий и избирательного процесса тесно взаимосвязаны.
Под избирательным процессом принято понимать регулируемую законодательно деятельность политических субъектов ля организации и проведения выборов в органы государственной власти.
В России избирательный процесс прошел множество стадий изменения и на данный момент представляет собой обширный пласт среди законодательных актов страны. Поскольку избирательный процесс затрагивает разные аспекты жизнедеятельности людей, то и его нормативно-правовая база находит отражение в самых разных отраслях права. Однако, можно выделить основной закон на котором базируется избирательная система страны – это ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».
Как отмечают правоведы российское избирательное законодательство является одним из наиболее детально проработанных и открывающих широкие возможности для гражданских инициатив, которые применимы в избирательном процессе.
Исследователи в области юриспруденции выделяют ряд требований к политической партии для ее участия в политическом процессе. Среди материально-правовых предпосылок участия партий в выборах выделяют следующие:
Необходимо отметить, что кандидаты, выдвинутые от партии, должны быть определены путем тайного голосования представительными органами данной партии, то есть этот процесс регламентируется сверху. При этом, вопрос об отзыве кандидата остается полностью на усмотрение партии его выдвинувшей.
Избирательной компанией в юридической литературе принято понимать определенный период во времени, когда происходит подготовка выборов, пропаганда партий, их программ и кандидатов в соответствии с нормами законодательства.
С целью проведения избирательной компании в партиях создается предвыборный штаб, который составляют люди, имеющую надлежащую для совершения своей деятельности квалификацию.
Через своих уполномоченных представителей политические партии могут осуществлять контроль за ходом проведения перевыборной компании, самих выборов, процедурой подсчета голосов. Эти представители имеют право знакомится со всей документацией, связанной с выборами. Для осуществления уполномоченными представителями своих функций Центральная комиссия и ее региональные отделения создают Информационные центры.
Поскольку политические партии являются частью избирательного процесса, то их представителей привлекают с целью разработки и совершенствования избирательного законодательства.
Результаты выборов, которые определяют победителей предвыборной компании, во многом зависят от типа избирательной системы. Исследователи выделяют два основных типа избирательной системы: