Пути реформирования государства и права
Новые экономические условия создали определенные условия, в которых родоплеменная организация власти стала бессильной. Потребовался совершенно иной властный механизм, который мог бы обеспечить вес интересов одних членов общественной группы за счет других ее членов. Координация отношений общества при таких условиях не может удерживать равновесие.
Общество по причине раскола на экономические неравные классы (группы) индивидов объективно создает качественно новую властную организацию, которая способна не только поддержать интересы имущих, но и сдержать противоборство между ними и экономически зависимой частицей этого общества. Именно этой организацией и становится государство, которое является гениальным искусственным образованием мысли человечества.
В настоящее момент главенствует мнение о том, что происхождение государства проходило по двум направлениям, получившим названия «восточное» и «западное».
Восточная теория происхождения государства
Понятие "Восток" использовано не столь в географическом смысле, сколь в историко-культурном, цивилизационном. Одно из важнейших различий восточного и западного путей было заключено в том, что на Востоке частнособственнические отношения, которые ориентированы на рынок, не могли занимать значимого места, в отличие от Запада.
Одной из главных социальных форм, которые сыграли главенствующую роль при эволюции древневосточных обществ, являлась сельская община, которая во многом сохранила оттенки патриархально-родовой организации. В большей мере она определила характер власти в сфере политики в данных обществах, роль, регулирующие и контрольные функции государства древневосточного типа, отличительные черты правовых систем.
К примеру, в Древнем Китае основа социальной жизни в длительный период времени была представлена цзун (патронимиями), объединявшими несколько сотен семейных общин, которые были прикреплены к единой родственной группе. Система сельских общин замкнутого типа с натуральным производственным характером, с сочетанием ремесел и земледелия в границах каждой общины, недостаточным ростом товарно-денежных отношений представляла базис социальной жизни так же в Древней Индии.
Крепкая связь общинных, родоплеменных и иных отношений замедляла процессию образования классовости, в частности развитие рабовладения, но не смогла сдерживать социальное и имущественное расслоения общества.
Наиболее ранние протогосударства (государственные формы) стали образовываться в цивилизациях Древнего востока путем разложения общинно-родовой цивилизации. Они образовывались по мере усиления разделения труда, осложнения управленческих функций, с превращения лиц, которые выполняли эти функции, в знатное сословие, не участвующее в производстве и стоящее над рядовыми членами общины. Сельская община, укреплению позиций которой помогали коллективные работы по формированию ирригационных систем, оказали мощное влияние на потерю скорости развития процессий образования классов, формы земельной собственности и способы эксплуатирования в древневосточных сообществах. Здесь собственником земли являлась община, а государство играло роль верховного собственника земель, властные собственнические права которого реализовывались при получении с общин ренты-налога.
При выделении надобщинных управляющих структур начали складываться царско-храмовые хозяйства, которые создавались за счет присвоения земель общин. Тут рано начал использоваться рабский труд подневольных.
Строй хозяйственной жизни определяет лишь яркий состав социума древневосточных обществ, дифференцированный в гранях базисных социально-классовых образований:
- разнообразные категории лиц, которые были лишены средств производства, находящиеся в зависимости подневольные работники, в том числе и рабы;
- свободные небольшие производители – члены общин - крестьяне и ремесленники;
- главенствующий социальный слой.
Восток характеризовался отсутствием четкости социально-классовых граней. Существовали разнообразные категории зависимого населения, которые занимали промежуточное положение между свободными индивидами и рабским слоем, переходные категории свободных земельных владельцев к главенствующему (господствующему) слою. Социально-правовой статус человека в обществе обычно не совпадал, а даже разнился с его социально-экономическим статусом.
Устойчивая многоукладность, историческая преемственность социальной, политической, правовой форм и институтов, главенствующей религии явились причиной того, что оосновной чертой всех обществ Древнего Востока стала традиционность.
Отличительной чертой политической организации обществ Древнего Востока является «восточная деспотия», характеризующаяся рядом признаков:
- монархическая форма правления с полной властью наследственного, обожествляемого монарха, который выступал в одном лице и законодателем, и верховным судьей;
- централизованное государство с жесточайшим тоталитаристским режимом, с всеобъемлющим надзором за рабскими подданными разветвленного, подчиненного деспоту административного аппарата.
Древневосточные общества иногда характеризовались и республиканскими формами правления, к примеру, они существовали в городах-государствах, таких как Финикия, Месопотамия (значительную роль здесь сыграли традиции примитивизма демократии племенного типа).
В массовом религиозном сознании проявлялось особенное мистическое отношение к властности, царствованию, самому правителю. Признание верховной, божественной авторитетности, органически отделяющегося из общего миропорядка и неограниченных деспотичных полномочий правителя, стало базисным элементом восточной духовной культуры, идеологии религиозного характера, задающим в большей мере разнообразные грани жизнедеятельности древневосточных обществ. Учитывая данные обстоятельства необходимо отличать понятие «восточная деспотия» в: культурно-цивилизационном; социально-историческом; формально-юридическом смыслах.