Сущность политического решения
Политическое решение является осуществляемым в индивидуальной или коллективной форме процессом определения задач политического действия, избранием конкретной программы, которая обозначает этапы, практические шаги и способы достижения поставленной задачи.
Политическое решение-это центральный элемент управления, потому как определяет механизмы (средства) и цели его реализации.
Всякое политическое решение принимается субъектами политики для решения определенной политической ситуации.
Политическое решение - диалектически сложный процесс, начинающийся с возникновения проблемы политического характера и заканчивающийся ее снятием, решением.
Политическое решение всегда является способом реализации интересов участников событий в политике. Политический процесс состоит во взаимодействии определенных политических позиций, носителей соответственных взглядов, исполнителей каких-либо политических ролей. Его реализация является возможной только при помощи проведения каких-либо политических мер, действий, осуществляемых на основании принятых политических решений.
Задачи политических решений
Одной из задач политических решений является решение конфликтных ситуаций в политической среде. Как эффективное средство решения конфликтов в политике политическое решение довольно часто предотвращает развитие противоречий в непримиримую, острую или, еще того хуже, вооруженную фазу.
Политическое решение является осознанным выбором субъектом деятельности варианта действий из множества возможных. Притом принятие политического решения обуславливается диалектикой таких понятий, как:
- Ответственность;
- Свобода.
Чем более высоким является статус субъекта, который принимает решение, в пирамиде участников событий политической сферы, тем выше уровень его свободы при избрании варианта действия. Совместно с этим это значит и более высокую степень его социальной ответственности за выбранный им вариант.
Политическое решение представлено актом волевого усилия того, кто принял это решение. В политике добиваться поставленной цели означает встречать всевозможное противодействие иных участников событий политики, следовательно, предусматривать необходимость значительных волевых усилий по реализации. Решение предполагает возможность использования санкций по отношению к тем субъектам (индивидам, группам, организациям), которые не признают обязательств, налагаемых на них этими целями.
Из этого можно сделать вывод, что одной из задач политического решения является согласование средств и целей их достижения одним субъектом деятельности политического характера со средствами и целями, которые установлены иным субъектом. Жизнедеятельность общества в политике является взаимодействием интересов разнообразных участников событий в политике, которые преследуют собственные цели. Реализация их будет возможна лишь при помощи производства множества политических действий, мер, а именно, посредством политических решений.
Существует множество условий, соблюдение которых позволяет обеспечивать высокий уровень реалистичности и объективности исполнения задач политического решения:
- Во-первых, изначально важной является целесообразность принятия решения. Важно четко понимать ответы на вопросы: для чего принимается решение, какая цель преследуется, для чего это нужно.
- Во-вторых, важнейшим требованием является своевременность выработки решения. Любое политическое действие и предшествующее ему политическое решение осуществляются в подходящее и определенное время.
- В-третьих, необходимой является системность при учете факторов, которые имеют значение в принятии решения.
- В-четвертых, необходимы корректировки, внесение изменений как в решение, так и в механизм по его реализации, что включает целевую модификацию, а также срока достижения, способов и механизмов осуществления поставленной задачи. Необходимость в коррекции образуется в связи с появлением новых обстоятельств, условий деятельности, что приводит к переменам ситуации после принятия решения.
- В-пятых, необходимо учесть, что всегда имеет место быть опасность неадекватной оценки ситуации политики, она исходит из объективной неспособности отражения всего многообразия образующих ее тенденций, элементов и противоречий.
В общественной среде с высоким уровнем политической культуры задачи принимаемых решений традиционно соответствуют базисным требованиям политической сферы, в связи с этим их осуществление не нарушает стабильности и целостности политической системы и общества в целом. Там же, где эти требования не принимаются к учету или учитываются не целиком, принимаемые политические решения часто ведут к серьезным кризисам в политике.
Нельзя не отметить, что в политологии запада, и прежде всего в США, в период Второй мировой войны формировалась специальная теория принятия политических решений, в ней широко раскрывались задачи этих решений. Именно тогда проводились исследования, которые связаны с объяснением аспектов данной теории: выработка системы соподчиненных решений и оптимальных условий, рационализация технической методики их принятия, выполнения и оценивания итогов. Изначально данные исследования подчинялись основным образом военным целям, позже затронули область делового мира и только после этого начали широко проникать в сферу политического управления.
Значимый вклад в развитие теории принятия политических решений и выделения их основополагающих задач внес политолог американского происхождения Г. Саймон, который сформулировал ее наиболее важные принципы во множестве своих трудов и прежде всего в таких, как «Административное поведение» и «Новая наука управленческих решений».