Сущность основы политических решений
Основа политических решений – управленческая функция, которая на всех стадиях обладает перманентно-циклическим характером.
Политические решения вырабатываются на основании общих принципов теории управления с акцентом на учет интересов крупнейших слоев населения. Цикл базируется на выявлении проблемы и постановке целей, продолжается выработкой и принятием решений и заканчивается организацией их исполнения и обеспечением контроля за его осуществлением. Анализ полученных результатов - это источник нахождения новых проблем и принятия решений, Он является причиной возобновления следующего цикла управления.
Реализация политической деятельности является непрерывной последовательностью принятия решений и контроля над их исполнением.
Основа решения рассматривается как организационно-правовой акт, который принят управленческим субъектом и оформленный соответственным образом, он принуждает либо обязывает действовать в границах компетенции и должностных полномочий. Принятие решения позволяет разрешить определенную управленческую ситуацию. Для этого довольно часто требуется не единичное решение, а множество решений и их последующая реализация. В связи с этим решение является не одномоментным актом, а последовательностью действий управленческого субъекта.
Основа принятия решений управленческого типа обладает фундаментальным, междисциплинарным характером, требует увязки разнообразных аспектов:
- экономического,
- информационного,
- логического,
- правового,
- психологического,
- математического и пр.
Принятию решения предшествует напряженная ответственная работа по обоснованию его основы, так как решения государственной власти традиционно затрагивают интересы всего человеческого общества.
Всякое политическое решение состоит из двух основных сторон:
- процесса определения целей политических действий;
- выбора политических методов и средств достижения этой цели.
Первая основа политического решения — принципиально содержательная, политическая, она в какой-то мере отвечает программам политики субъектов политической процессии — отдельных социальных общностей, партий, граждан, элит и т.д. Вторая же сторона политического решения является технологической, отвечающей на вопрос, как поставленные политические цели будут достигаться в реальности, при помощи каких инструментов, средств, методик.
В практике политики существуют примеры разных по уровню направленности и успешности решений — одни из них приводили политические системы соответственных обществ к динамике положительного развития, иные же на долгое время выводили из строя или же совсем отбрасывали политическое развитие народов и государств на множество десятилетий назад. Принятие политического решения является чрезвычайно ответственным деянием, от которого находятся в зависимости судьбы народов, и отношение к нему со стороны субъектов политики должно быть именно таким, что в реальной жизни, к сожалению, постоянно нарушается.
Задачи политических решений, содержащиеся в их основе
В процессе принятия решения различаются два типа задач:
- то, к чему стремится решение,
- то, чем следует заниматься, круг исполняемых обязанностей, а также полномочия, а именно кто, какими правами и обязанностями обладает, в чем и кто должен быть компетентен, четко очерченные обязанности и права по принятию решений.
Принятие какого-либо решения находится в зависимости от действующих условий, их формируют свойства окружающей среды и состояние управленческого субъекта.
Необходимость принятия решения вызвана образованием новых ситуаций, обстоятельств. Оно задает последующую политику при учете новых обстоятельств, это может являться продолжением предшествующей или началом обновленной политики.
Рассмотрению подлежат пессимистические и оптимистические варианты развития. Любому сценарию соответствуют альтернативы, из них избирается самая благоприятная, то есть та, что ведет к наилучшему результату по критериям:
- экономичности;
- эффективности;
- своевременности;
- реальности;
- обоснованности.
Решение признается эффективным, если оно отвечает требованиям, которые вытекают из целей организации, и учитывает в полном объеме всю проблематику ситуации. Кроме того, оно должно быть экономичным, то есть обеспечивающим достижение поставленной цели при наименьших затратах. Фактор времени так же обладает определяющим влиянием на содержание решения.
Цели политических решений
Обоснованная всесторонне цель служит базисным началом и организующим фактором в принятии решения.
Цели политических решений подразделены на нереальные и реальные; ложные и истинные; долгосрочные, промежуточные, краткосрочные; малые и большие (речь идет о критерии затрат ресурсов); независимые, конкурирующие и дополнительные. Установление целей оказывает влияние на события, цель демонстрирует направление, она должна являться объективной, конкретной, реальной, предполагать действия, обладать соответствующим измерением. Классификация целей помогает устанавливать приоритеты, одним целям отдавать предпочтение, а остальные — отложить.
Зависимо от перемен возможностей, условий, достигнутых результатов цели могут остаться теми же, изменяться или подвергаться корректировкам. Новые цели образуются в результате анализа решений прежних лет, то есть на основе выводов, заключений.
Ученый английского происхождения Майкл Хилл утверждает, что политическое управление может иногда идентифицироваться в терминологии решения, но зачастую публичная политика содержит в себе группы решений или же то, что смотрится несколько шире, чем их простое проектирование. Государственно-публичная политика развивается скорее даже в границах фазы, которая обозначается как фаза реализации решений, чем на стадии их разработки и принятия в политико-управленческом процессе.