Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Представители неолиберализма

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Политология / Представители неолиберализма
Содержание статьи

Историческая школа

Историческая школа была образована в Германии к сер. 19 века в том месте, где классическая школа не смогла обрести распространения.

Замечание 1

Представители исторической школы считали, что экономическая жизнь любого государства осуществляет развитие по своим собственным законам, связанным с историческими особенностями и еографическими условиями страны, чертами национального характера и культурно-национальным традициями населения. Они полагали, что общие законы экономики, в частности законы распределения, обмена, производства, являются выдумкой англичан.

Методологическими особенностями исторической школы являются:

  • Учет воздействия на экономическую развитость государстве социальной среды, в том числе фактора человеческого;
  • Поиск взаимной связи неэкономических и экономических факторов;
  • Определение ролей и мест для неклассовых критериев в процессе исследования ступеней и фаз развития общественной среды.

В соответствии с мнением представителей исторической школы, законы экономики отождествлять с природными, неизменно проявляющими себя, благодаря стабильности факторов, провоцирующих их действие. В эволюционном процессе исторической школы Германии выделяются следующие этапы:

  • Первый этап: 40-60-е годы 19 столетия обрел наименование «Старая историческая школа», представители: Ф. Лист, В. Рошер, К. Книс, Б. Гильдебрандт.
  • Второй этап пришелся на 70-90-е годы 19 столетия и получил наименование «Новая историческая школа», представители: Г. Шмоллер, Л. Брентано, К. Бюхер.
  • Третий этап проходил в первой трети 20 столетия, назывался он «Новейшей исторической школой», представители: М. Вебер, В. Зомбарт, А. Шпитхоф.
Замечание 2

Заслуга представителей старой исторической школы заключается в создании альтернативных классической школе положений, которые позже легли в базис теорий социально- институциональной направленности.

Готовые работы на аналогичную тему

«Старая» историческая школа

Историческую школу основал Фридрих Лист. В собственном основополагающем труде «Национальная система политической экономии» он выступил против классиков Англии. В центральном месте его работы установлены национальная экономика как единое целое, в ее взаимных пересечениях с окружением извне. Главными идеями книги являются:

  1. Теория производительности сил. Рост объема богатства в обществе может достигаться не через разрозненную, а лишь посредством согласованной людской деятельности, которые должны умножать и сохранять произведенное усилиями ранних поколений. Истинное богатство заключено в развитии производительных сил, а не в объеме меновых ценностей. Задачи политики состоят в объединении людей, обеспечении промышленного воспитания социума; это облегчает подъем производственных сил. Рост производительных сил начинается с какой-то фабрики и позже распространяется до национальной ассоциации.
  2. Концепция экономического прогресса нации согласно учению о стадиях производства. Предлагаемые Листом стадии являются достаточно условными: «дикое состояние», «быт пастуха», «хозяйство земледелия», «земледельчески-ремесленное хозяйство».
  3. Объяснение активной экономической государственной политики. Лист писал, что невозможно понять народное хозяйство как целое органически, если исключать из него государственное хозяйство. Народная экономия является национальной экономией лишь в том случае, если государство охватит полную нацию, которая самостоятельна, обладает способностью приобретать устойчивость и значение в политике. Государственная власть направляет и согласует усилия отдельных элементов национального хозяйства.

Эти же взгляды разделили Вильгельм Рошер, который выпустил в 1843 году труд «Краткие основы курса политической экономии с точки зрения исторического метода», Бруно Гильдебрандт, главный труд которого «Политическая экономия настоящего и будущего» вышел в 1848 году и Карл Книс, который изложил собственные взгляды в труде «Политическая экономия с точки зрения исторического метода».

«Новая» историческая школа

Она развивала методы «старой» школы при условиях нового периода. Германия была уже в тот момент единым национальным государством, отсутствовала необходимость доказательства жизненной важности объединения и жесткой формы протекционизма. Густав Шмоллер в собственных трудах «История мелкого ремесленного производства в Германии в 19 веке», «Народное хозяйство, наука о народном хозяйстве и ее методы» имел твердую уверенность в том, что политическая экономия может стать доминирующей общественной наукой лишь тогда, когда устанавливает прочные научные связи с историей, этикой, политологией, социологией.

Луйо Брентано в трудах «Современные рабочие гильдии, «Об отношении заработной платы и рабочего времени к производительности труда», «Аграрная политика» выдвинул идеи по коренному изменению положения рабочих и ликвидации отсутствия равенства посредством организации потребительской кооперации, профессиональных союзов, фабричного законодательства.

«Новейшая» историческая школа

Крайности в использовании исторического метода являются характерными для трудов Вернера Зомбарта. За длительную жизнь Зомбарт проходил путь от марксизма до фашизма. В труде «Герои и торговцы» он противопоставил «нации торговцев», то есть англичан, «нацию героев», то есть немцев, и обосновал право последних при помощи военной силы завоевания себе того, что через развитие промышленности и торговли обрели первые.

В труде «Немецкий социализм» Зомбарт формулировал социальный идеал для Германии в образе «государственного социализма», являющийся у него равнозначным «плановому», или «организованному», капитализму. Главные элементы данной модели — корпоративное государство, которое осуществляет планирование национальной экономики, жестокая централизация управления, сословное разделение и строгая иерархия — воспринимались германским фашизмом и становились частью его экономико-социальной политики.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Надежда Алексеевна Рыбкина

Эксперт по предмету «Политология»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис