Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Конкуренция политических партий

Общая характеристика

Замечание 1

Конкуренция политических партий - это явление, которое принуждает различные политические партии к компромиссу, умеряет запросы и требования избирателей.

Избирательные системы, в которых «победитель получает все» подчиняются закону Дюверже, приводят к установлению двухпартийной политической системы. Успешные политические партии в таких системах являются большими и включают организации, объединяющие самые разнообразные группы интересов. Предлагая критику или выступая с крайних позиций, партия не может претендовать на победу в выборах, так как не получит поддержки групп интересов, участников голосования, округов и т.д. Партии нуждаются в поддержке многих групп интересов, поэтому должны умерить запросы по созданию ренты каждой из них. Тогда взаимосвязанные крайние позиции не будут мешать избирательным перспективам политической партии.

Эффективность конкуренции политических партий зависит от уровня открытости доступа к организациям гражданского общества:

  • организации помогают координировать действия и продвигать интересы избирателей;
  • выборы – доступное средство получения необходимых результатов без прямого противодействия с правительством;
  • организации отслеживают деятельность должностных лиц и реагируют, если затронуты их интересы;
  • организации сотрудничают с оппозиционными партиями, ели должностные лица причиняют им вред.

Конкуренция между партиями укрепляет внутрипартийное сотрудничество и сдержанность. Без конкуренции организации и индивиды, входящие в партию, обладают слабыми стимулами в отношении компромиссов, необходимых для поддержания политической партии, как участника предвыборной борьбы и эффективной организации.

Представители теории плюрализма предлагают другой вариант логики конкурентной борьбы между политическими партиями. Они представляют политику, как баланс власти групп интересов. Различные демократии открытого доступа имеют много общественных проблем, при этом ни одна из групп интересов не может извлечь из этого достаточно много из боязни мобилизации значительного количества иных групп против собственных действий (Даль). По разным общественным проблемам выделяются разные наборы внимательных или активных групп интересов, совокупностей избирателей. Как правило, группы, имеющие влияние по одним проблемам, не являются основными игроками в решении других вопросов.

«Конкуренция политических партий» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Согласно плюралистическому анализу, активность групп и структура электората считаются экзогенными, а группы интересов, которые проявляют активность в отношении только одной проблемы, относятся к эндогенным. Когда группа хочет получить слишком много, другие, неактивные по данному вопросу группы, обратят на данный факт внимание и станут активными настолько, что смогут потенциально изменить расклад политических сил и результат политической борьбы.

В большинстве случаев группы в порядке открытого доступа имеют стимулы, чтобы умерить требования. Иначе аутсайдеры могут мобилизоваться для активного участия в таких формах, которые нанесут ущерб интересам исходной группы.

Конкуренция политических партий и политический режим

В некоторых странах (в частности, в США) влияние института президентства и власть настолько значимы, что ни одна партия не может достичь стратегических целей, если не добилась контроля над властью президента. Для такого контроля необходима поддержка большинства избирателей. На выборах политическая партия получает или все, или ничего. Как правило, республиканцы и демократы объединяются в партии именно из-за желания завоевать президентский пост. В Великобритании наблюдается устойчивая и сильная традиция солидарности кабинета министров, выступающая значительным стимулом партийной спаянности.

В США политические партии — это организации, которые построены на сочетании интересов разных, зачастую конфликтующих социальных групп и слоев вне зависимости от их классовой принадлежности. В США коалиции формируются в пределах двух главных партий до и в период избирательных кампаний.

В Европе коалиции образуются между относительно близким по своим взглядам и позициям партиями (между двумя или несколькими партиями) после выборов для формирования правительства. Выборы в индустриально развитых странах, как правило, выигрывают не экстремисты, а умеренные деятели, показывают тяготение к центру идейно-политического спектра. Это способствует стиранию различий в платформах и программах партий, в идейно-политических ориентациях. В их предвыборных программах практически нет различий по важным проблемам внешней и внутренней политики.

Замечание 2

Существование политической конкуренции характерно прежде всего для многопартийных систем, включая и двухпартийные системы.

Типология конкуренции политических партий

Типы межпартийной конкуренции:

  • гомогенная конкуренция – каждая из партий опирается на собственный электорат и выходит на выборы с программой, в которой максимально степени отражены его интересы; такой тип характерен для многопартийных систем, которые господствуют в большей части индустриально развитых стран;
  • гетерогенная конкуренция – политические партии оспаривают поддержку одних и тех же групп избирателей.

Одной из основных характеристик политического процесса является фракционность. Общенациональные партии состоят из различных региональных и социальных групп, которые преследуют обычно противоречивые интересы. Политические решения на общенациональном и местном уровнях достигаются путем компромиссов, сделок и соглашений.

Политическим партиям сложно сформулировать последовательно связанные и конкретные программы. Любая, претендующая на жизнеспособность программа, должна быть сбалансированной, учитывать требования и интересы основных групп избирателей, на которые ориентируются кандидаты какой-либо партии. Сбалансированность на общенациональном уровне охватывает разные сферы: социально-экономические, социально-психологические, региональные, религиозные и другие.

Значительные группы избирателей на областном, региональном, местном или земельном уровне могут отдать свой голос за консервативного кандидата, а на национальном — за социал-демократического или либерального кандидата. Как правило, общенациональное правительство принимает решения по сложнейшим и широким проблемам внутренней и внешней политики. Обычный избиратель на принятие этих решений не может оказать какого-либо влияния, а только уже после принятия решения высказать свое мнение.

В таких случаях избиратели из крупных городов, ведущие борьбу за улучшение своего экономического положения, склонны поддерживать на разных уровнях кандидатов, которые выступают за увеличение государственных расходов на реализацию программ социального планирования. Однако эти же избиратели могут занять другую позицию, если увидит часть правительственных расходов, идущих в их города.

На содержание и формы функционирования политических партий большое влияние оказывает государственно-административное устройство. В унитарных государствах характерна высокая степень централизации, а в федеральных преобладают политические партии с децентрализованными организационными структурами.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата написания статьи: 08.12.2019
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot