Сущность политической системы СССР
Ядро Политической системы советского общества составляет Коммунистическая партия Советского Союза. При ее руководстве функционируют все остальные звенья данной системы: Советское государство; комсомол; профсоюзы; кооперативные и другие организации общества, которые отражают единение и своеобразность интересов всех уровней населения.
Происходящие в СССР изменения революционного характера и процессы обновления общества социализма вели к выводам о необходимости реформаторства системы политики советского общества, которая была направлена на закрепление и развитие основных принципов государственности социализма, рожденых Великим Октябрем.
Система политики советского общества должна освобождаться от всего, что связывается с последствиями культов личностей, командно-административными методиками управления, бюрократизмом, отстранением рабочих от власти. Она должна становиться динамичной, которая способна к своевременному обновлению при учетеизменяющихся условий международной и внутренней жизни.
Новым образом предстает роль КПСС. В соответствии с ленинской концепцией партии как политического авангарда класса рабочих, всех трудящихся, она призывала, на основании марксистско-ленинского учения разработать стратегию и теорию развития общества, внешнюю и внутреннюю политику, формировать идею социалистической новизны, проводить организаторскую и политическую работу в массах, расстановку и воспитание кадров.
Развитие политической системы СССР
При жизни В. И. Ленина и под его руководительством партия так и существовала. Но после его кончины произвелось отхождение от ленинских принципов, от выработанного им концепта социалистического устройства. Данное положение в какой-то мере сохранилось и в годы застоя. Это отрицательно сказывалось на реализации основного функционала партии, сводило к ослабленности ее идейного и политического воздействия влияния, делало острыми множестводругих проблем развития общества. КПСС находила в себе силы самокритичной оценки создавшегося положения. Партия устремлялась создавать такие механизмы политики и гарантии, исключающие в будущем возможности нарушения ленинских принципов руководства партии обществом.
Ключевым вопросом политики партии является развитие и закрепление советской социалистической государственности. Устанавливается задача завершения создания социализма правового государства, в котором верховным принципом будет являться безусловная подчиненность всего и всех законодательству.
Главное значение в этом плане имеет раздел функционала государственных и партийных органов, рождение полновластия Советов народных депутатов как базиса государственности социализма и самостоятельного управления в нашем государстве. Важное значение в этой связи отдается усовершенствованию форм народного представления в Советах. Огромную роль в этом деле призвана играть реформа избирательной системы.
Основным значением обладает передача на рассмотрение и разрешение Советов абсолютно всех вопросов хозяйственной, государственной, социальной, культурной жизни. В этой связи является необходимость расширения материальных возможностей местных Советов, открытость и гласность их деятельности, утверждения подлинного верховенства Советов над исполнительными органами.
Важной предпосылкой эффективной жизнедеятельности системы политики в советском обществе является преобразование верховной власти в стране. В качестве верховного властного органа страны представляется съезд народных депутатов СССР, который образует Верховный Совет СССР, - работающий на постоянной основе распорядительный, законодательныйи контрольный орган. Утверждается пост Председателя Верховного Совета, который избирается съездом.
Демократизация советского общества являет необходимость перестроения аппарата государства, всех управляющих органов. Устанавливается вопрос о том, чтобы добиваться:
- ликвидации лишних звеньев;
- сокращения численности данного аппарата;
- упразднения в нем командно-нажимных методов, формализма и бюрократизма.
В резолюции 19 Всесоюзной конференции КПСС «О демократизации советского общества и реформе политической системы» выдвинута задача, чтобы советская государственность полностью соответствовала понятию сущности общенародного государства, чтобы все дела в государстве могли быть решены народом, его полномочными представителями, находились под его абсолютным и действенным контролем.
Перестройка системы политики советского общества предполагает демократизацию изнутри и увеличение роли в процессе политики организаций общества. Их основной задачей партия находит в том, чтобы они развили социальную, политическую активность, могли удовлетворить разнообразные интересы граждан, раздавали навыки самоуправления обществом.
В условии перестройки возникала необходимость в полном объеме воплощать идеи ленинизма по организации контроля, придавая ему действенность. В данной связи представляется разумным создание одной, подчиняющейся выборным властным органам системы общественного государственного контроля.
Немаловажное значение приобрел вопрос о принятии назревающих мер по последующему развитию советской федерации. При том ключ к последующему развитию наций и в то же время упрочению дружбы между ними, сплочения советского общества - органическое объединение самостоятельности автономных и союзных республик, пр. национальных образований с их ответственностью за общие союзные интересы.
Партия неуклонно проводила линию демократизации управления, процессов разработки и принятия решений государства, которые обеспечивают выбор их оптимальных вариантов, сопоставление и учет разнообразных предложений и мнений трудящихся. Расширяется круг вопросов, решения по которым могут приниматься лишь после обсуждения в трудовых коллективах, в постоянных комиссиях Советов, в организациях общества. Получает дальнейшее развитие практика общенародного обсуждения, голосования по важным вопросам жизни государства.