Понятие культурной политической системы и ее функции
Политическая культурная система представлена системой исторически сложившихся традиций политики, убеждений, идей, ценностей и установок политического практического поведения, которая обеспечивает производство политической общественной жизни на базе преемственности. То есть это представлено не самой политикой, не реальными политическими процессами, происходящими в обществе, а совокупностью представлений людей о конкретных процессиях, их оценка на теоретическом и обыденном уровнях, определение отношений к ним, а также уровень участия в них.
Политическая культура представлена явлением полиструктурным, многоуровневым. Одна из структур показывает разнообразные способы ценностных ориентиров индивида на:
- мировоззренческом уровне, где он вмешает представления о политике в собственную индивидуальную картину мировосприятия;
- гражданском уровне, где, осознавая возможности органов государственной власти и, в соответствии с этим, свои возможности защиты собственных прав и интересов, человек разрабатывает качественный уровень познания собственного политического статуса;
- политическом уровне ценностных представлений, где индивид разрабатывает отношение к определенным формам управления, своим оппонентам и союзникам и т.п..
На каждом из перечисленных уровней у индивида могут образовываться по-настоящему противоречивые представления.
Функции культурной политической системы:
- идентификации - раскрывается постоянная потребность индивида понимать свою групповую принадлежность, определять приемлемые для себя способы принятия участия в отражении и отстаивании интересов этой общности;
- ориентации - характеризуется устремление индивида к смысловому изображению явлений политики, пониманию своих возможностей при реализации свобод и прав в определенной политической системе;
- адаптации - выражаются потребности индивида в возможности приспособлений к переменчивой политической среде, условиям реализации его властных полномочий и прав;
- социализации - характеризуется обретением индивидов конкретных свойств и навыков, которые позволяют ему реализовать в какой-либо системе власти собственные гражданские права, политические интересы и функции;
- интеграции (дезинтеграции) - обеспечивается разнообразным группировкам возможности сосуществовать в границах конкретной политической системы, сохраняя целостность государства, его взаимные отношения с обществом в целом;
- коммуникации - обеспечивается взаимодействием всех субъектов и властных институтов на основе применения общепринятых терминов, стереотипов, символов и иных средств информации и языков общения.
В разнообразных исторических условиях – наиболее часто при нестабильности политических процессов - некоторые функции культурной политической системы могут подвергаться затуханию, иногда даже прекращая собственное действие.
Типология культурной политической системы
Особенную популярность в науке обрела классификация КПС, изложенная Г. Алмондом и С. Вербой в учении «Гражданская культура» в 1963 году. Проанализировав и сопоставив основные формы и компоненты функционирования систем политики Англии, ФРГ, Италии, США, Мексики, они определи три чистых типа КПС:
- патриархальный, для него характерным является отсутствие интереса гражданства к политической жизни;
- подданнический, в нем сильной является ориентация на политические институты, низок уровень индивидуальной активности граждан;
- активистский, который свидетельствует о заинтересованности граждан в политическом участии, выявлении ими активности.
Авторы особенно подчеркивали, что на практике эти типологии КПС находятся во взаимодействии между собой, при этом создавая смешанные формы, в которых начинают преобладать какие-либо компоненты. При этом наиболее массовой и в то же время оптимальной, со стороны обеспечения стабильности режима политики, представляется синтетическая культура «гражданственности» с преобладанием подданнических установок и соответствующих форм принятия участия людей в политической жизни.
Структурирование культурной политической системы полностью определено теоретическими суждениями по её сущности.
Ролевое представление, представители - Г. Алмонд, М. Вайнштейн и пр., отделяет в ее структуре следующие первичные элементы: взаимодействия, роли, виды и образы политического поведения.
В образе политической системы в форме общности социально-политических групп и институтов, представители - Д. Истон, Р. Кхан и пр., следующие элементарные единицы: индивиды, организации (правительственные, неправительственные), группировки давления, политические партии и пр.
Кибернетическая интерпретация системы политики вычленяет в ее структуре входы и выходы, прямые и обратные связанности, процессии принятия решений и др.
Индийский политолог П. Шаран по-другому структурировал политическую систему, выделив в ней следующие элементы:
- власть - распределение ресурсов между конкурирующими группами;
- интересы;
- политику в образе результата взаимного действия власти и интересов, обычно отражающегося в государственных законах;
- политическую культуру , то есть ориентиры на политическую систему.
В структуре политических системы отечественными и зарубежными политологами, выделены традиционно следующие ее подсистемы:
- институциональная;
- функциональная;
- нормативная;
- коммуникативная;
- культурная.
Современная теория государства тоже уделила крупное внимание политической системе общества, но не создает жесткой привязки ее к какой-либо общественной, экономической формации, к классовой насущности общества, а занимается рассмотрением ее в социологическом аспекте как объективно складывающегося единства разнообразных социальных институтов, взаимосвязей конкретного характера.