Сущность функциональной модели Габриэля Алмонда
Функционально-структурный подход интерпретации политических систем предлагался политологом американского происхождения Габриэлем Алмондом в рамках целого цикла его работ, которые были написаны в течение 40 лет. В период 1950-90-е годов. Г. Алмондом предпринималась амбициозная и масштабная попытка соединения макро- и микроподходов к построению теоретических политических концепций.
С одной стороны, Г. Алмонд, как и Д. Истон, находясь под воздействием идей: Радклифа-Брауна, Парсонса и Малиновского, исходил из предположений о существовании макрополитической системы, которая погружена в международную и международную среду обитания А с другой стороны, он делал попытки встроить в макромодель вырабатывавшиеся плюралистами микроконструкты, такие, как деятельность групповых объединений и партий, рекрутирование граждан и политическую социализацию.
В известном смысле "алмондианская" модель обладает некоторым сходством с "истонианской" теоретической конструкцией, хоть при этом у них имеются существенные различия.
Уровни модели Габриэля Алмонда
В собственной модели политической системы Г. Алмонд выделил три аналитических уровня, связав группы функций макросистемы с деятельностью определенных групп, институтов и даже индивидов, которые включены в системную организацию в образе ее элементов.
Первый блок, так именуемый "уровень процесса", связывается со "входом", то есть с влиянием среды на политическую систему. Это проявляется в реализации политическими институтами каких-либо функций в процессуальном, динамическом разрезе:
- артикуляции интересов групповых объединений;
- агрегировании интересов партий;
- разработке политического курса парламента;
- осуществлении политики исполнительной администрацией;
- арбитраже, осуществляемом судебными органами.
Так выглядит модель Алмонда схематично.
Рисунок 1. Модель Алмонда. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Взаимодействие социальной среды с институциональной системой таким образом образует динамику политического процесса. На этом же уровне у Алмонда случается, по сути и "конверсия" интересов группировок и индивидов в соответственные действия и решения государственных органов.
На втором "уровне системы" производится адаптация общественной среды к политической системе, от которой зависят перспективы ее стабильного воспроизводства либо наоборот радикальных перемен:
- Во-первых, это функция социализации индивидов к ценностям и стандартам системы политики, которая связана с социальными институтами семьи, церкви и школы.
- Во-вторых, это функция рекрутирования противников или сторонников системы, пассивных и активных граждан, включая тех, кто позже будет профессионально заниматься политической деятельностью.
- В-третьих, это функция политической коммуникации, обеспечивающаяся благодаря пропагандистской, информационной и манипулятивной работе СМИ и иных организаций.
В переходный период предыдущая политическая система слабеет, прежде всего, из-за дисфункционального характера устаревших институтов, которые не обеспечивают адекватное рекрутирование, социализацию и эффективную пропаганду.
На третьем итоговом "уровне управления", уже разрешаются последние в этом цикле задачи, которые связаны с управлением коллективными общественными ресурсами:
- их "добычей"' (либо освоением), как это случается со сбором налоговых платежей в государстве;
- их структурным регулированием, то есть переброской из одних социальных отраслей и сфер экономики в иные;
- их распределением, то есть выдачей социальных пенсий и пособий, организацией мероприятий экономического характера и т. п.
Дальше, посредством обратной связи "цикл" замыкается, как и в модели Д. Истона, потому как результаты деятельности "блока управления", т. е. регулирования ресурсов общества, должны каким-либо образом изменять социальную среду, что в итоге усиливает или ослабляет устойчивость управляющей, то есть политической системы.
При всем размахе и законченности теоретической модели Г. Алмонда она также была подвергнута критике за этноцентризм и статичность, поскольку, по сути дела, неплохо демонстрировала лишь стабильную работу американской политической системы в послевоенные годы, походя на некий 'круговорот воды в природе', циклический механизм.
Распространение концепции Габриэля Алмонда
Интересным является то, что данная концепция политического "круговорота", цикличного функционирования системы политики, особенное распространение обрела в США и Европе именно в 1950-60-е годы, и как это не парадоксально, являлась не менее популярной в 1970 - первой половине 80-х годов в СССР. В чем же кроется причина необычайной популярности древнейшей, как мировое пространство, идеологии политического кругового развития, "круговорота" как циклического функционирования?
В 50-е годы в Европе и США послевоенное экономико-социальное развитие и функционирование политических режимов было охарактеризовано определенным уровнем стабильности и устойчивости. Некоторая либерализация автократических, тоталитарных режимов в Восточной Европе и СССР в 60-70-е годы также дала известное основание и даже оптимизм для рассмотрения функционирования социалистической политической системы и советской модели в форме некого "вечного движения".
Но уже к концу 1960-х и в особенности в первой половине 70-х годов даже сами основатели' функциональной и общесистемной теорий политической системы начали ревизию некоторых ее основ под воздействием развернувшихся в третьем мире активных процессов развития политики. К примеру, Г. Алмонд предлагал объединить функциональную политическую теорию и динамический подход "развития", тем самым перенося акценты с выживания и воспроизведения политической системы на ее изменение и трансформацию.