Общая характеристика проблем легитимности политической власти
Одной из ключевых характеристик политической власти в любом государстве выступает ее легитимность – то есть признание и поддержка действующего управления широкими слоями населения. При этом необходимо отметить то, что легитимность не является статичной, достигнутой раз и навсегда величиной – напротив, легитимность как характеристика политической власти обладает свойством изменения собственной интенсивности.
Иными словами, характер и степень поддержки государственной власти и ее отдельных институтов могут подвергаться изменениям, причем как позитивного, так и негативного характера. Отрицательное изменение степени легитимности свидетельствует о так называемых проблемах или кризисах легитимности политической власти, а соответствующий процесс в политической науке принято называть делегитимизацией. В наиболее общем виде понятия кризиса легитимности может быть сформулировано следующим образом:
Кризис легитимности политической власти – это действительное падение степени поддержки правящего режима в целом или отдельных органов государственной власти со стороны широких слоев населения, которое влияет на качественное изменение их ролей и функций.
При этом в литературе отсутствует единство мнений относительно ответа на вопрос о существовании абсолютных показателей кризиса легитимности политической власти, в связи с чем можно говорить о существовании двух основных точек зрения на этот счет, которые будут рассмотрены ниже.
Системный и ситуативный подходы к определению причин кризисов легитимности власти
Как было отмечено выше, в политической науке сформировалось два подхода к характеристике причин возникновения кризисов политической легитимности, различие которых состоит в тех обстоятельствах, которые, по мнению представителей соответствующих подходов, находятся в основании проблем легитимности.
В соответствии с первой точкой зрения, кризис легитимности всегда связан с общей дестабилизацией политической власти и управления в государстве, критериями которой выступают:
- невозможность органов государственной власти эффективно осуществлять собственные функции и задачи;
- наличие открытых, в том числе военных конфликтов внутреннего и внешнего характера;
- неспособность правительства адаптироваться к изменяющимся условиям социально-экономического содержания;
- разрушение устоявшегося конституционного порядка;
- отсутствие необходимых структурных изменений, либо снижений эффективности выполнения правительством собственных задач;
- и т.д.
Сторонники второго (ситуативного) подхода чаще всего связывают существование кризисов легитимности с текущей характеристикой социокультурных черт населения страны, характером сложившихся стереотипов и традиций, и т.д.
Таким образом, не вдаваясь в содержание соответствующих дискуссий и обобщая наиболее значимые подходы, можно сделать вывод о том, что в качестве основных предпосылок проблем легитимности политической власти следует называть:
- наличие у населения протестных настроений, направленных на свержение существующего режима;
- свидетельствующие о недоверии режиму результаты выборов, референдумов, социологических опросов, и т.д.
- функциональную неспособность государства к выполнению стоящих перед ним задач, независимо от причин – перегруженность аппарата, ограниченность ресурсов, и т.д.;
- неспособность политических лидеров объяснить характер проводимой в государстве политики;
- распространение преступности, рост числа правонарушений;
- падение уровня жизни граждан;
- отсутствие в политической системе государства действенных механизмов, направленных на защиту интересов народных масс;
- чрезмерная бюрократизация, нарастание коррумпированности государственного аппарата;
- и т.д.
При этом следует обратить внимание на то, что возникновение проблем легитимности власти не всегда приводит к ее свержению и коренному переустройству государственного аппарата, тем не менее, существование соответствующих недостатков должно побуждать действующую власть к принятию определенных мер, для снижения напряженности в соответствующей сфере и восстановления прежнего уровня легитимности.
Пути преодоления проблем легитимности
Как было отмечено выше, в политической истории любого государства могут возникать периоды напряженности, связанные со снижением степени поддержки власти со стороны народных масс. Подобная ситуация требует принятия конкретных мер, избираемых исходя из анализа конкретных причин возникновения соответствующих проблем.
Тем не менее, в политической науке выработан ряд относительно универсальных путей и способов преодоления кризис легитимности, в том числе:
- установление и поддержание постоянных контактов с населением;
- проведение разъяснительной работы, направленной на разъяснение населению действительных целей проводимой в настоящее время внутренней и внешней политики;
- совершенствование действующего законодательства, в том числе путем его систематизации и устранения пробелов в правовом регулировании наиболее важных общественных отношений;
- уравновешенность ветвей власти, достигаемая путем установление и реализации эффективной системы «сдержек и противовесов», как средства реализации конституционного принципа разделения властей;
- обеспечение политического и идеологического плюрализма, гарантирующего, в том числе, беспрепятственную деятельность оппозиционных политических партий и движений, способных аккумулировать и выражать интересы и потребности отдельных социальных групп, участвовать в формировании выборных органов государственной власти, и т.д.;
- укрепление демократических ценностей в обществе;
- повышение уровня правовой и политической культуры граждан, преодоление правового нигилизма.