Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Легитимность закона

8-800-775-03-30 support@author24.ru

Общая характеристика легитимности закона как акта высшей юридической силы

Ключевым юридическим источником правого регулирования общественных отношений в странах романо-германской правовой семьи выступает закон. В науке выделяется целый комплекс признаков, которые отличают подлинно правовой закон, некоторые из которых будут рассмотрены ниже. При этом говоря об определении закона, принято формулировать его следующим образом:

Определение 1

Закон – это нормативный правовой акт, принимаемый в установленном порядке высшим законодательным представительным органом государственной власти либо непосредственно народом (например, в результате проведения референдума), посредством реализации положений которого происходит урегулирование наиболее важных общественных отношений.

Таким образом, можно совершенно справедливо говорить о том, что закон выступает ключевым элементом правового регулирования на национальном уровне, составляя в этой связи основу системы права государства, и характеризуется свойством наивысшей юридической силы по отношении к иным нормативным актам, принимаемых в рамках компетенции государственных органов.

Анализ положений, выделяемых в научной и учебной литературе, а также определения сформулированного выше, позволяет сделать вывод о том, что закон, как источник права в современном демократическом государстве отличает следующая совокупность признаков:

  • Принимается в установленном порядке высшим законодательным органом государственной власти либо в порядке референдума;
  • Обладает высшей юридической силой в системе правового регулирования;
  • Регулируя наиболее важные общественные отношения, с необходимостью должен отражать волю и интересы всего общества.

С последним из названных выше признаков закона в настоящее время тесно связано свойство его легитимности. То есть такая его характеристика, которая отражает степень принятия законодательных предписаний со стороны населения, и тесно с ней связанное согласие не добровольное соблюдение и исполнение тех требований, которые составляют содержание соответствующих предписаний.

Готовые работы на аналогичную тему

В целом, в политической науке отмечается, что говорить о легитимности того или иного закона можно при наличии двух условий:

  • Во-первых – это соблюдение установленной процедуры подготовки, принятия и наделения закона юридической силой, в результате которой обеспечивается справедливость соответствующих юридических предписаний;
  • Во-вторых – наличие действительного всеобщего согласия населения с властью законодателя, и проводимой в государстве политикой в целом.

Значение законотворческого процесса для обеспечения легитимности принимаемых законов

Как было отмечено выше, одним из важнейших условий и требований легитимности закона выступает полное соблюдение демократических процедур законотворческого процесса. В этой связи, рассматривая вопрос о легитимности закона, представляется целесообразным рассмотреть основные этапы его принятия

Подготовительная стадия: наиболее сложный и ответственный момент в создании закона, поскольку происходит оценка наличия или отсутствия объективной потребности общества в урегулировании определенной группы общественных отношений. Кроме того оценивается действительная возможность воздействия права на определенные социальные явления и процессы. В результате формируется вывод о возможности и целесообразности проведения дальнейших работ по подготовке закона.

Основная стадия: письменное изложение текста законопроекта в соответствии с требованиями юридической техники, внесение соответствующего проекта в законодательный орган и его рассмотрение.

Заключительная стадия: рассмотрение законопроекта Государственной Думой и Федеральным Собранием, принятие окончательного решения, а затем – подписания закона Президентом и его обнародование. Данная стадия характеризуется исключительной важностью, поскольку именно с момента обнародования принятый закон считается наделенным юридической силой, а следовательно – выступает источником правового регулирования общественных отношений в государстве.

Замечание 1

Исполнение и качественное соблюдение каждой из вышеназванных стадий законотворческого процесса выступает необходимой предпосылкой и условием легитимности будущего закона.

Проблема легитимности закона

Рассмотрев особенности и требования к легитимности закона необходимо также обратить внимание на то, что на практике не все принимаемые в государстве законы оказываются легитимными. В числе основных причин такой ситуации может выступать несовершенство законодательной процедуры, приводящее в конечном итоге к несправедливости принимаемых нормативных правовых актов, либо наличие большого числа пробелов и противоречий в правовой системе.

При этом проблема возникновения пробелов в праве является очень актуальной и нередко встречается на практике. В этой связи, большое внимание в науке приковано к ее разработке и поиску путей преодоления соответствующих пробелов. В первую очередь, в рамках соответствующих исследований проводится анализ причин возникновения пробелов в праве, которые впоследствии разделяются на две большие группы:

  • Объективные причины возникновения пробелов: под ними понимается такая ситуация, когда в момент принятия соответствующего закона элементарно не существовали определенных общественные отношения, но впоследствии, возникнув, стала явной необходимость в их правовой регламентации;
  • Субъективные причины пробельности закона связаны с тем, что законодатель по каким-либо причинам неверно оценил состояние сложившихся общественных отношений, в результате чего произошла неточная или неполная регламентация уже существующих общественных отношений.

При этом в правовой науке отмечается существование так называемых «намеренных пробелов» в праве, которые возникают в ситуации, когда, несмотря на очевидную необходимость юридического упорядочения определенных общественных отношений, они, тем не менее, оказываются вне поля зрения законодателя.

Пример 1

Нередко возникновение «намеренных пробелов» в законодательстве связано с отсутствием экономических и иных ресурсов, необходимых для осуществления упорядочения определенной сферы общественных отношений.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Наталя Николаевна Корпало

Эксперт по предмету «Политология»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис