Демократия – общественно политический строй, основанный на равенстве в гражданских правах и возможностях согласно законодательству соответствующего нормам правового и социального государства.
Проблемы развития демократии в Древней Греции и странах Запада
Проблемы демократического политического строя были отмечен с момента его возникновения в символе античной демократии – Афинах. Древнегреческие мудрецы Сократ, Платон и Аристотель критиковали недостатки афинской демократии. В частности, отмечалось демократия в её античном варианте, зачастую склонна к власти толпы – охлократии, что не способствовало укреплению афинского государства. Такие особенности афинской демократии привели также и к обвинению Сократа в подрыве устоев общественной морали и к его добровольной смерти после того, как уже старый Сократ отказался от побега и выпил яд цикуты.
Во внешней политике недостатки афинской демократии выразились как ни странно в слишком жестко опеке союзников, фактически отношения их самостоятельности. Такая политика привела, в последствие, к поражению Афинского государства в долгих войнах со Спартой за гегемонию в Греции. Отметим, что аристократическая Спарта сделала ставку на, более равноправные условия для своих союзников, чем Афины.
Также недостатком греческой полисной демократии было то, что она не вела к образованию по настоящему крупному общегреческому государству, что привело Грецию к покорению сначала Македонией, а впоследствии и Римом.
Развитие социально-экономических отношений в Европе и в России вело к усложнению социальной структуры общества и постепенному вырабатыванию у определённой части общества запросов на своё более активное участие в политической и общественной жизни страны.
Развитие буржуазных отношений в Европе связанных с активными преобразованиями в социально-экономической жизни привели к первым буржуазным революциям, которые произошли в Голландии и в Англии в 16 и 17 веке.
Развитие Английского буржуазного государства привело к его активной колониальной политике, что привело к появлению английский колоний в Индии и в Северной Америке, в частности. Экономическое и политическое развитие северных американских колоний привело к их столкновению с метрополией. В результате американской войны за независимость появилось новое государство, построенное полностью на принципах демократического устройства общества, в рамках 18 века, разумеется. В демократические принципы конца 18 вписывались сами жители колоний и европейцы, а местное индейское население и рабы – невольники из Африки, особо в расчет не принимались.
Развитие идей Просвещения в Европе в 18 веке вело к призывам о воплощении в жизнь идей свободы, равенства, братства, получению широких политических прав для представителей дворянства и буржуазии, а также с требования секуляризации общественной жизни, отделение церкви от государства. Выразителями подобных идей стали знаменитые французские мыслители:
- Вольтер,
- Руссо,
- Монтескьё и др.
В результате в 1789 –1794 произошла Великая Французская революция, которая привела к новому этапу политического развития европейского общества.
Несмотря на победы и поражения новой имперской наполеоновской Франции и возвращения прежних монархических отношений, время прежних общественных отношений в Европе прошло. Об этом свидетельствовали революционные события во Франции, Германии, Австрийской империи в 1848 -1849 гг.
Проблемы развития демократии в России
Развитие демократических традиций в России связано в основном с распространением идей Просвещения и влияния Великой Французской революции на образованную часть российского общества, преимущественно дворянство.
Российское государство на рубеже 18 – 19 века представляло собой абсолютную монархию, где монарх обладал всей полнотой власти и не был ни чем ограничен. Большинство российского населения, русское крестьянство было бесправно, принадлежало помещикам, безграмотно и не могло принимать активного участия в политической и гражданской жизни страны.
Тем временем часть российского общества понимало необходимость перемен в политической и экономической структуре государства. Однако, император Александр 1 не после победы над Наполеоном не стал проводить какие-либо изменения в стране, и возникшие тайные общества дворянства решили взять ситуацию в свои руки, воспользовавшись небольшим периодом междуцарствия после смерти императора Александра 1. Однако восстание декабристов было плохо подготовлено, о тайных организациях было известно царским властям, и в результате попытка переворота не удалась.
Действительным шагом к созданию предпосылок для развития демократических традиций в России стали Великие реформы. Они были проведены императором Александром 2 и включали в себя реформу:
- крестьянскую (освобождение крестьян),
- судебную (введение института присяжных заседателей),
- военную,
- городскую.
Буржуазно-демократические реформы Александра 2 стали важным шагом в модернизации страны, переходе к капиталистическому развитию и формированию новых экономических классов –пролетариата и буржуазии.
Однако, гибель Александра 2 в результате теракта и последующие контрреформы его сына Александра 3 замедлили естественное постепенное развитие общественных отношений в стране.
Неприятие капиталистического пути развития частью российской интеллигенции, дворянства позволило в России развиться марксистским, социалистическим идеям о преобразовании всего человеческого общества. Сутью идей марксизма было построение социалистического общества, где бы отсутствовало бы экономическое угнетение буржуазией пролетариата –рабочего класса. Маркс считал, что способом достижения социализма является пролетарская революция в стране, где рабочий класс является сильным, сплоченным и многочисленным.
Но хотя в Российской империи рабочий класс пусть и существовал, но не являлся единым и многочисленным. Однако, это обстоятельство не остановило В. И. Ульянова (Ленина) развившего идею марксизма исходя из российских реалий.
Следует отметить, что русское крестьянство, как и рабочие выходцы и крестьянских семей не воспринимали институт частной собственности. Так, крестьяне жившие общинами, считали что земля «божья» и её продавать нельзя и надо отдать её тем, кому она действительно нужна – крестьянам.
Таким образом, в начале ХХ века российское общество было расколото в культурном, материальном, идеологическом плане, что не способствовало утверждению демократических традиций в государстве и обществе.
Толчком к новой революции 1917 года в России стала Первая мировая война, ускорившая экономический и политический кризис в стране. Отречение Николая 2, образование Временного правительства и приход к власти радикальной левой партии большевиков во главе с Лениным, показали всю трудность и своеобразность пути российского общества к демократическим традициям.
Советское государство, несмотря на заявленные демократические свободы, было, по сути, авторитарным режимом. Несмотря на достижения и успехи советской власти, они оказались перечеркнутыми экономическим и политическим кризисом конца 1980-ых гг.
Новое российское общество и государство формально соответствует всем демократическим требованиям. Но процесс совершенствования, ответственности самого российского общества и государства труден и пока не завершен.