Демократия является специфической формой государственного управления, заключающейся во всестороннем участии в нем граждан данного государства. Она предусматривает для них не только существование необходимых свобод и прав, но и общее равенство перед законами. В демократичном обществе максимально должно быть развито народовластие. То есть весь круг полномочий не должен сосредотачиваться в руках единого человека или группы людей. Правительство, выбираемое народом, должно быть максимально открытым людям, отчитываться перед ними о результатах своей деятельности, стремиться к развитию и благоденствию страны.
Без них эта форма управления просто не может существовать. Итак, ее характерными чертами являются: государственный и политический характер.
Данная форма правления предусматривает фактическое и гарантированное обеспечение всех гражданских прав, соблюдение учрежденных законов, ответственность государства за посягательства на свободы и права людей. Как видно, эти признаки не являются присущими некоторым иным формам реализации власти, к примеру, диктатуре.
К числу основополагающих, базовых принципов демократии относятся::
Зависимо от форм народного участия в реализации власти могут быть выделены прямая и представительная демократия.
Прямая демократия. В такой демократии меж народной волей и ее воплощением в решения не существует опосредующих звеньев - народ самостоятельно принимает участие в обсуждении и принятии решений. В такой форме демократия реализовывалась в Афинском полисе. Известным является, что Народное собрание собиралось обычно раз в девять дней для того, чтобы принимать особо важные решения.
Такой вариант самоуправления применяется и в настоящий момент в небольших территориальных сообществах (общинах, городах) и организациях в форме собраний, в процессе которых граждане занимаются обсуждением проблем финансирования, управлениями общественными проектами, программ социального типа. Распространенность такой практики ограничена территориальным фактором и находится в зависимости от того, сколь децентрализованным является процесс принятия решений.
Иной формой прямой демократии является сам выборный процесс, в ходе которого реализуется народное волеизъявление по отношению к своим представителям в государственные органы власти.
Законодательство множества государств предусматривает и непосредственные формы принятия участия граждан в законотворчестве:
Референдум, иногда именуемый плебисцитом, является прямым народным голосованием по важнейшим вопросам государственного характера.
Инициатива представлена процедурой, путем которой граждане предлагают обсуждение какого-либо вопроса непосредственно на референдуме или законодательными органами. Инициатива осуществляется посредством сбора определенного количества подписей граждан в поддержание проведения референдума.
К иным формам демократического участия, которые позволяют гражданам повлиять на власть, относят:
Представительная или же репрезентативная демократия. В представительной демократии народная воля отражается не прямым образом, а путем института посредников, в связи с этим ее еще именуют делегируемой демократией. Политические лидеры, депутаты, обретя "мандат доверия" от народных масс посредством процедуры голосования, обязаны воплощать данную волю в принимаемых решениях и законах. Меж народными представителями и теми, представительством которых они занимаются, учреждаются отношения, которые основаны на ответственности власти перед народом и полномочиях.
Ученые ведут споры о минусах и плюсах каждой демократической формы. Противники прямой демократии отмечают аргумент ее неэффективности, обращая внимание:
Кроме этого, проведение референдумов дорого стоит и само по себе является сложным. Наиболее важной проблемой представляется низкий уровень активности граждан, который выражается в их уклонении от голосования.
Последователи прямой демократии, обратно, отмечают ее истинность, на то, что она содействуют увеличению политического кругозора граждан, и критикуют представительную демократию за возможности появления множества негативных моментов.