Понятие и цели здоровьесеберегающих технологий в образовательном процессе
Здоровье – состояние полного психического, физического и социального благополучия, отсутствие физических недостатков, дефектов и различного рода болезней.
Сохранение и укрепление здоровья каждого ребенка – это одна из основных задач, стоящих перед образовательными учреждениями. Именно от здоровья зависит умственное и физическое развитие детей, прочность усвоения ими знаний, бодрость духа, вера в собственные силы.
В рамках образовательного процесса, вопрос о сохранении здоровья учащихся возложен на педагогов (воспитателей, учителей, педагогов по физической и музыкальной культуре и т.д.).
Одним из наиболее эффективных методов решения проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся в образовательном процессе, являются здоровьесберегающие технологии.
Здоровьесберегающие технологии – это технологии, которые направлены на решение задач по сохранению, укреплению, поддержанию и обогащению здоровья участников педагогического процесса.
Основной целью здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе является создание необходимых условий по сохранению здоровья ребенка и формированию у него знаний, умений и навыков ЗОЖ.
Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе наиболее актуально в ряде следующих случаев:
- Наличие у детей гиподинамии, проявляющейся в нарушениях кровообращения, опорно-двигательного аппарата, дыхания, пищеварении и т.д.
- Наличия стрессовых ситуаций, которые обусловлены негативной психологической обстановкой в семье, неблагоприятной обстановкой в детском коллективе и т.д.
- Проявление у детей тревожности, вызванной недостатком эмоциональной поддержки со стороны взрослых и т.п.
Виды и направления здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе, подразделяются на виды, в зависимости от целей и задач, а также основных используемых средств.
Все здоровьесберегающие технологии образовательного процесса принято делить на три основных направления:
Сохранение и стимулирование здоровья учащихся:
- разнообразные спортивные и подвижные игры (организуются учителем физического воспитания в рамках учебных занятий по физической культуре, в соответствии с учебной программой);
- процесс релаксации учащихся (организуется психологом образовательного учреждения, в специально оборудованном помещении, под расслабляющую и успокаивающую музыку);
- пальчиковая гимнастика (проводится педагогом, решает множество проблем, таких как развитие мелкой моторики, речи, повышение работы головного мозга и т.д., может проводиться как самостоятельно, так и в виде физкультминутки);
- гимнастика для глаз (организуется педагогом, для того, чтобы предупредить переутомления глаз, а также с целью укрепления глазных мышц);
- дыхательная гимнастика (организуется в различных формах, в процесс учебных занятий в идее физкультминутки, во время гимнастики и т.д.);
- бодрящая гимнастика (организуется во время физкультминутки, чтобы избежать переутомления у учащихся);
- динамически паузы (направлены на создание благоприятной атмосферы во время обучения, могут проводиться в виде физкультминуток и включать в себя комплекс различных упражнений).
Технологии, направленные на формирование у детей ЗОЖ, включают в себя:
- физкультурные занятия;
- утренние и бодрящие гимнастики;
- самомассаж и массаж (различные виды массажа);
- различные занятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья (например, закаливание);
- активный отдых (экскурсии, походы);
- спортивные праздники и развлечения («День здоровья», разнообразные спортивные соревнования);
- спортивные игры проблемного характера.
Технологии коррекционного характера, которые включают в себя:
- музыкальные технологии;
- артикуляционные гимнастики;
- библиотерапия;
- сказкотерапия;
- психогимнастика;
- фонематическая ритмика.
Формы и методы организации здоровьесберегающих технологий
Основным условием, гарантирующим эффективность здоровьесберегающих технологий является доброжелательное отношение к детям со стороны педагога. В том случае, если ребенок чувствует, что к нему проявляют истинный интерес, то и занятия для него в радость. Все занятия должны проводиться на позитивной ноте.
В рамках здоровьесберегающих технологий наиболее эффективными формами организации занятий, являются занятия с двигательной деятельностью с использованием:
- разнообразных профилактических методик;
- функциональной музыки;
- чередование занятий с низкой и высокой двигательной активностью;
- различные оздоровительные мероприятия;
- создание эффективной здоровьесберегающей среды.
Ведущими методами здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе являются:
- фронтальные
- групповые
- практические методы
- познавательные игры
- разнообразные игровые методы
- соревновательные методы
- методы индивидуальных занятий
Эффективность организуемых здоровьесберегающих технологий образовательного процесса во многом зависят и от соблюдения ряда правил:
- Обязательное соблюдение режима дня
- Правильное питание
- Жизнь – это в первую очередь движение
- Закаливание
- Положительные эмоции
- Развитие собственного интеллекта
- Адекватно реагировать на любые проявления собственного организма
- Не допускать уныния
Таким образом, здоровьесберегающие технологии образовательного процесса, в настоящее время являются одной из перспективных и актуальных систем в области сохранения и укрепления здоровья учащихся, формирования у них стремления к ЗОЖ и гармоничному развитию.