Система дошкольного образования – это система, которая реализуется в специально организованных образовательных учреждениях, именуемых «дошкольными», а также в рамках семьи и представляет собой обеспечение целенаправленного, разностороннего и функционально единого процесса воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста.
Система дошкольного образования в Японии
Основой современной системы дошкольного образования в Японии является теория ранней социализации личности, а также идеи о том, что образец поведения закладывается у ребенка в раннем возрасте. На тенденциях становления личности, основана деятельность всех дошкольных образовательных учреждений, и именно они, являются формирующей основой всего японского общества.
Становление системы дошкольного образования в Японии берет свое начало в 70-х годах XIX века. В этот период в стране появились первые учреждения по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста.
Именно японцы были первыми, кто начал не просто задумываться, а воплощать в реальность раннее воспитание, обучение и развитие детей. По мнению японцев, все самое важно и жизненно необходимое закладывается в личности до 3-х летнего возраста.
Переворот в японской и мировой педагогике совершила книга М. Ибука «После трех уже поздно». Автор книги рассказывал о значимости первых трех лет жизни и их влиянии на последующее развитие личности.
Современная система дошкольного образования Японии опирается на ряд основополагающих принципов:
- принцип постоянного стимулирования интереса ребенка;
- принцип постоянного воспитания характера и личности;
- принцип раннего творческого развития;
- принцип основания системы знаний, умений и навыков.
Основная задача японской дошкольной системы образования состоит в не в том, чтобы вырастить гения, а дать ребенку такое образования, которое поможет ему развить глубокий ум и здоровое тело.
В соответствии с современными образовательными Стандартами основной целью дошкольного образования является создание всех необходимых условий для обеспечения здоровья, безопасности, развития речи, социальной коммуникабельности, интереса к окружающему миру и собственного творческого потенциала ребенка дошкольного возраста.
Стандартами установлены пять основных направлений, в соответствии с которыми осуществляют свою деятельность дошкольные образовательные учреждения Японии:
- Сохранение и укрепление психического и физического здоровья дошкольника.
- Формирование навыков взаимодействий с окружающими (навыки коммуникации).
- Формирование системы знаний об окружающем мире.
- Развитие речи.
- Развитие творческих способностей, в соответствии с имеющимся потенциалом.
Виды дошкольных образовательных учреждений Японии
В настоящее время практически каждый японский ребенок в возрасте от 3-х до 6-ти лет, посещает детский сад, несмотря на то, что 90% японских женщин являются домохозяйками. Это объясняется тем, что каждый японский детский сад осуществляет функцию социализации ребенка, а не присмотра, как это принято в России.
В японском обществе принято считать, что ребенок будет полноценно воспитан только в том случае, если он посещал детский сад, то есть развивался в рамках коллектива. Более того, от престижа детского сада зависит и дальнейшая перспектива получения образования, и престижность трудоустройства.
Несмотря на то, что система дошкольного образования в Японии не является обязательной, в стране развита система дошкольных образовательных учреждений, представленных государственными и частными детскими садами.
Государственный детский сад – Хойкуэн – принимает детей начиная с трехмесячного возраста. Режим работы детского сада с 8-и утра и до 18-ти часов вечера. Для того, чтобы ребенок посещал данный детский сад, родители должны иметь вескую причину, которую примет руководство садом. Так, принимают детей, в том случае, если родители работают более 4-х часов в день. Устройство осуществляется через муниципалитет по месту проживания семьи, а оплата зависит от уровня доходов семьи.
Етиэн – это детские сады, которые могут быть как государственными, так и частными. В таком детском саду ребенок может находиться не более 7-ми часов (с 9-ти утра и до 14-ти часов дня). Принимают туда детей, чьи мамы работают не меньше 4-х часов в день.
Необходимо отметить, что частные детские сады могут содержаться не только за счет родительской платы, но за счет финансирования религиозных или общественных организаций, частных школ, а также средствами собственников частного детского сада.
Элитные частные детские сады – это детские сады, которые занимают особое место в иерархии дошкольных образовательных учреждений. Их особенность состоит в том, что они находятся под опекой престижных университетов. В том случае, если родителям удалось устроить ребенка в такой детский сад, они могут быть спокойными за его дальнейшее будущее. Окончание элитного детского сада гарантирует поступление в университетскую школу без экзаменов, а из нее в Университет. Получение университетского диплома является гарантией престижной и хорошо оплачиваемой работы. В связи с чем, поступить в элитный детский садик очень сложно, а содержание ребенка в нем обходится крайне дорого.
В настоящее время в Японии примерно 64% процента детских садов являются частными.
Помимо государственных и частных детских садов, в Японии открываются разнообразные детские площадки, на которых при необходимости могут присмотреть за ребенком в течение дня.
Учебный год в японских детских садах и иных образовательных учреждениях, начинается 1-го апреля и продолжается до марта следующего года. Во время учебного года дети трижды ходят на каникулы (летние, зимние и весенние). Во время каникул дети могут приходить в детский сад, чтобы пообщаться с воспитателем или поплавать в бассейне.
Таким образом, воспитание маленьких детей в Японии направлено на формирование у ребенка понятия о человеческом общежитии, укрепление его физического и психического здоровья, подготовку человека, умеющего работать в коллективе, четко выполняя предписания и не мешая окружающим.