Занимательные задачи: сущность и предназначение
Занимательные задачи – это нестандартные, интересные задания, непосредственно связанные со школьным программным материалом и способствующие усвоению и закреплению его учащимися.
Математическое образование имеет важное значение во всей структуре учебного процесса. Ее изучению и развитию заинтересованности у учащихся данной наукой уделяется огромное значение и отводится большое количество часов в учебном процессе.
Изучение математики помогает развивать логическое мышление, без которого немыслима дальнейшая профессиональная деятельность в различных областях. Занятия математикой способствуют также развитию ассоциативного мышления и раскрытию творческих способностей ребенка.
Математика развивает ум, поэтому ее изучению в образовательном процессе уделяется огромное внимание.
В частности, для учащихся средней школы – пяти и шестиклассников разрабатываются программы проведения занимательных уроков математики. Они включают в себя разнообразные увлекательные задачи, являющиеся хорошим средством развития математического мышления. Умение решать математические задачи отражает уровень математического развития учащегося. Естественно, что занимательные задачи являются нестандартными. Они ориентированы не на среднестатистического учащегося, способного выполнять только типовые упражнения, а на активизацию более глубокой интеллектуальной деятельности, применения креативного подхода к решению задачи, включения творческого компонента в процесс поиска решения.
Вообще, упражнение в решении задач отлично развивает скорость мышления, смекалку, сообразительность, помогает быстрее найти нужный вариант развития того или иного процесса или объекта. Интересные головоломки развивают навыки быстрого отгадывания и находчивость.
Таким образом, занимательные задачи по математике – это упражнения, ориентированные на тренировку ума, способствующие развитию всех направлений мыслительной деятельности.
Курс занимательных задач по математике для учащихся 5-6 классов ориентирован на развитие логического восприятия и мышления, формирование логической грамотности и познавательной заинтересованности.
За счет своей увлекательности, занимательные задачи максимально эффективны в применении.
Занимательные математические занятия проводятся в разнообразных формах: математические игры (индивидуальные и групповые), решение головоломок и ребусов,
Головоломки имеют важное развивающее значение. Они помогают активизировать не только логическое мышление, но и развивают самостоятельность детей, активизируют их наблюдательность и находчивость, развивают усидчивость, терпение, конструктивные навыки, умения планировать свою деятельность и находить нестандартные решения обыденных проблем.
Занимательные задачи вступительной части урока
Вступительный этап учебного занятия следует начинать с пояснения педагога, его вступительного слова, отражающего целевое назначение занятия и его краткое содержание. Затем, можно приступать непосредственно к задачам.
Для начала, следует использовать несложные увлекательные задания, которые будут применены в качестве тренировочных упражнений и разовьют интерес к дальнейшим упражнениям. Например, можно предложить детям решить простые задачи, ориентированные на проверку их внимания. К ним относятся:
- На руках человека имеется десять пальцев. Сколько пальцев будет на десяти руках?
- Если два человека играют в шахматы четыре часа, то сколько часов потребуется для игры каждого?
- У родителей имеется пять дочерей и у каждой из них есть брат. Сколько детей у родителей?
- Загадка любого числа от 1 до 25. Учащиеся по очереди называют число, а педагог направляет их в нужную сторону, говоря «больше» оно или «меньше» названного. Можно озвучить насколько больше или меньше, во сколько раз, сколько в числе знаков: четное количество или нечетное и т.д.
- Стоимость учебника составляет 10 рублей плюс еще одна вторая от этой суммы. Сколько стоит учебник?
Задачи основной части урока
После разминки можно приступить к более сложным заданиям. Сюда можно включить задачи на логику, сравнение, комбинаторику. Также, интересным будет проведение групповых игр, математических викторин.
В основной части учебного занятия предлагаются задания, требующие большего количества времени на решение, а также применения нестандартного подхода.
В качестве логических заданий можно предложить следующие:
- При взвешивании грудного ребенка, его поставили на весы вместе с его бабулей. Весы показали цифру 55 кг. Когда на весы встала одна бабуля, то весы показали 52 кг. Сколько покажут весы, если ребенок будет лежать на них без своей бабули?
- Игра в треугольник. На доске чертиться треугольник. Затем проводится диагональ в нем и задается вопрос о том, сколько треугольников получилось. Потом проводится еще одна диагональ и вопрос повторяется. Так чертятся несколько линий. Можно устроить соревнование между учащимися: кто найдет больше треугольников.
- Необходимо быстро отгадать зашифрованные цифрами слова: 80:2оножка, 21:3я,IIIко, р2:2к.
Рисунок 1. Занимательные задачи. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Можно предложить учащимся решить задачи на сравнение и комбинаторику:
- Дыня тяжелее яблока, а яблоко тяжелее груши. Что весит больше: дыня или груша?
- Имеется пять коней черного окраса и три коня рыжего. Они проскакали за пять дней такое же расстояние, как три черных коня и два рыжих за четыре дня. Какие кони скачут быстрее: черные или рыжие?
- В шахматном турнире приняли участие девять человек. Каждый принял участие в одной партии игры. Сколько всего партий было сыграно?
- Переставляя числа одной цифры требуется составить, как можно больше, новых чисел: 3314, 295, 32132.
- Вася выше ростом, чем Петя, но при этом, он ниже Сени, а Иван ниже ростом, чем Петя. Какой рост у каждого мальчика, если рост самого высокого мальчика составляет 4 метра?
Рисунок 2. Занимательные задачи. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
При проведении занимательной викторины, класс учащихся может быть поделен на команды. Например, это может быть три группы. Составляется несколько этапов викторины. Для каждого составляются задания, идентичные для каждой команды. Быстрота и правильность решения задач определяют победителей, для которых можно придумать интересный приз.
Занимательные задания придутся по вкусу учащимся и помогут развить их заинтересованность математикой.