Зачет как форма контроля
Зачет – это одна из форм проверки знаний учащихся в вузах и сузах, которая предполагает вместо выставления отметки, применяемой на экзамене, проставления отметки о сдаче /не сдаче зачета, т. е. в ведомость и зачетную книжку ставят только пометку об успешном прохождении либо не прохождении испытания по той или иной учебной дисциплине.
В учебно-воспитательном процессе проверка и оценка знаний – один из важных этапов. Контролем знаний обеспечивается обратная связь «ученик-учитель», а также может быть оперативно скорректирован учебный процесс. Это все оказывает влияние на результаты учебной деятельности учеников, воспитывая положительную мотивацию учения, правильную самооценку и чувство ответственности перед всем коллективом.
Зачет помогает объективно оценить результаты учебной деятельности каждого учащегося, своевременно выявить проблем в знаниях и организовать корректировку обучения, чтобы предотвратить неуспеваемость, помогает выработать систему знаний в качестве основы развития школьника.
Зачет, как форма контроля, выполняет несколько функций: образовательную, воспитательную и развивающую. Во время организации работы в группе ученики анализируют ответы своих товарищей, могут дополнять и исправлять их. Это способствует лучшему усвоению материала, совершенствованию знаний, то есть можно отследить образовательную функцию.
Во время подготовки к зачету, у учащихся идет формирование чувства ответственности и дисциплинированности, то есть проявляется воспитательная функция зачета. Развивающая функция выражена формированием устойчивого внимания, памяти, самоконтроля и самооценки.
Формы проведения зачета
Формы проведения зачетов могут быть самыми разными в зависимости от возраста, подготовленности и индивидуальных особенностей учеников. Например:
- зачет по типу экзамена, когда ученики отвечают по билетам членам комиссии, составленным по всем вопросам темы, устно или письменно;
- групповой зачет, когда группа получает задание, и каждый участник должен ответить на свою часть вопроса, а остальные исправить, дополнить и оценить ответ товарища;
- зачет с использованием ИКТ может гарантировать объективную и спокойную обстановку, а также экономит время;
- зачет-КВН дает возможность использовать игровые элементы, например, химическое лото, лабиринт и пр., что делает зачет интереснее и увлекательнее для учащихся;
- зачет-карусель проводят поэтапно по вопросам из разных тем, когда обучающиеся работают в соответствии с индивидуальным зачетным листом, получая общую итоговую отметку;
- зачет по маршруту способствует решению комбинированных заданий, при которых группы получают маршрут движения, в соответствии с которым сдают зачет, переходя от одной точки к другой;
- зачет-аукцион дает возможность получить более полную и насыщенную фактами и примерами информацию, касающуюся мировоззренческих проблем, основных теоретических вопросов курса. Определенная сумма баллов присваивается учащемуся, который последним дополнил ответ на поставленный вопрос.
На этапе подготовки учитель выбирает тему, определяет по какой форме будет проходить зачет, определяет методику его ведения в соответствии с целями и задачами обучения, содержание, формы, методы и средства достижения цели, учитывая уровень подготовки учащихся и особенности коллектива.
Учитель на зачете может быть наблюдателем, экспертом, советчиком, членом комиссии.
Перед зачетом с учащимися проводят предварительную работу – им сообщается тема и срок зачета, их знакомят с содержанием зачета. При изучении зачетной темы, составляется план работы, памятка-алгоритм, вопросы, задачи и упражнения для выполнения самостоятельной дифференцированной работы.
Во время подготовки к зачету отрабатывают различные типы деятельности:
- работу с компьютером;
- оценку собственной работы или работы сокурсников;
- коллективно обсуждают вопросы темы и пр.
Проводятся самостоятельные работы, чтобы углубить и расширить знания учеников, сформировать умения и навыки, развить логическое и творческое мышление.
Большое значение отводится проведению семинара или урока обобщения и систематизации знаний, умений и навыков, которые облегчат процесс подготовки к зачету. При изучении той или иной темы, составляют технологическую карту, в которую ставят отметки за разные типы учебной деятельности и отмечают индивидуальную работу с учениками.
Технологическая карта может содержать следующие разделы:
- что должен знать и уметь учащийся;
- самооценка учащегося;
- оценка консультанта;
- общая групповая оценка;
- оценка учителя;
- домашнее задание.
Например, можно организовать зачет по маршруту после окончания изучения темы «Обобщение сведений об основных классах неорганических соединений» в 8 классе.
Чтобы провести такой урок, класс разбивают на 6 групп, столы расставляют таким образом, чтобы каждая группа на определенном этапе находилась на своем месте. Капитаны команд перед уроком получают маршрутные листы. За каждым столом для работы детям отводят 5 минут. Оценку выполнению заданий дает жюри с старшеклассников. Со звонком дети заходят в класс и занимают стол, указанный в маршрутном листе первым.
- Задание 1 – Химическое домино – ученики составляют формулы четырех классов неорганических соединений;
- задание 2 – «Найди меня» - перечень веществ необходимо разбить на группы кислот, оснований, оксидов и солей;
- задание 3 – Эксперимент – необходимо продемонстрировать одно из свойств основания и определить тип реакции;
- задание 4 – химическая эстафета – необходимо составить уравнения химических реакций в соответствии с генетической связью неорганических веществ;
- задание 5 – счастливый билет – один игрок выбирает карточку и выполняет задание за всю группу;
- задание 6 – взаимопроверка домашнего задания – кроссворда, вопросов к викторине, задач и пр.
Жюри суммирует все баллы и объявляет их классу, отмечая лучших учеников, обращая внимание на недостатки.
Таким образом, зачет в качестве особой формы контроля дает возможность выявить уровень знаний, умений и навыков учеников. При этом ученики получают возможность более полно усвоить материал и подготовиться к экзамену и учебной работе в вузе.