Педагогические взгляды И. Песталоцци
Иоганн Генрих Песталоцци – великий швейцарский педагог, продолжатель и последователь идей Я.А. Коменского.
Песталоцци тесно увязывал умственное образование и нравственное воспитание, выдвигая требования воспитывающего обучения. Прогрессивной считают постановку вопроса о двустороннем обучении:
- оно помогает накапливать знания;
- способствует развитию умственных способностей.
Песталоцци относил к элементарным средствам обучения число, форму, слово и кардинально изменил содержание образования современной для него начальной школы, ввел в нее чтение, письмо, арифметику с началами геометрии, рисование, пение и гимнастику.
Им была разработана методика начального обучения, основанная на принципах природосообразности, включающем наглядность, последовательность и постепенность, а также учет психологических особенностей детей разного возраста.
Познание начинают чувственным наблюдением, и далее оно предполагает переработку представлений до идей, находящихся в сознании человека в качестве образующей силы, хотя они и пребывают в неясном состоянии. Цель и сущность воспитания заключается в развитии всех природных сил и способностей человека.
Природосообразность сначала должна быть осуществлена в материнском воспитании, а потом продолжена в школе.
Песталоцци получил известность в Европе благодаря своим экспериментам и развитому уму. Вплоть до его смерти он считал своей настольной книгой произведение Руссо «Эмиль, или о воспитании». Песталоцци руководствовался состраданием к детям из бедных семей, поэтому очень остро воспринял социальный парадокс, который сформулировал Руссо: человек, свободный от рождения закабаляется обществом. Для его разрешения Песталоцци решил, что нужно соединить в одно целое то, что Руссо разделил. То есть, необходимо найти такую форму, которая органично могла бы сочетать детство и институт, представляющий социальные порядки в объеме не меньшем, чем общество. Такое сочетание обнаружилось в школе. Но школа должна была стать экономической организацией, достаточной во всех отношениях. Дети должны были одновременно овладевать ремеслом и изучать различные науки. Между теорией и практикой недопустимы разрывы. Именно это и было главным тезисом социально-практической теории Песталоцци в первоначальном ее виде.
Принцип природосообразности
Цель образования по Песталоцци – генерировать свободную и независимую личность на основании ее собственной практической деятельности.
Новый вариант своей теории, Песталоцци представил в книге «Как Гертруда учит своих детей». Заключительный этап практической деятельности педагога – открытие им школы в Ивердоне. Его известность была распространена по всей Европе. Итоги деятельности Песталоцци подвел в труде под названием «Лебединая песня».
Своеобразие педагогической системы Песталоцци определяется в первую очередь следующими положениями:
- максимизация свободы личности;
- единство рациональных, чувственных и практических форм образования;
- приоритет практики;
- образование ученика соответствует его способностям, то есть принцип природосообразности.
Каждое действие педагога направлено на расширение свободы ребенка, а значит, и его самостоятельности. Ведут упорный поиск именно тех методик и приемов, которые дают возможность решить данную проблему. В связи с этим можно вести речь о педагогической селекции. Часто педагоги разъединяют рациональное, чувственное и практическое образование. Широко распространено представление о том, что математика – наука рациональная, а литература – чувственно-эмоциональная, а та или иная техническая наука – практическая дисциплина. На самом деле в любом учении есть и первое и второе. Песталоцци постоянно заострял внимание на единстве всех трех рассматриваемых аспектов. В частности, математика для него не только рациональная, но и чувственная, и практичная. В работе «Лебединая песня» он рассуждал о том, что необходимо одновременно развивать сердце, голову и руки. Органы тела человека выступают символами любви, рационально-чувственного и практического.
Заключительное звено в рассуждениях Песталоцци - это практическая сторона. Он считал, что знание преобладает в практической жизни. Если это отсутствует, то теория безжизненна. Практика для Песталоцци – это любая целеполагающая деятельность. Иными словами, смысл практической деятельности задается некоторая теория. С такой позиции неправомерно противопоставление теории и практики. При этом есть свидетельства, что Песталоцци в своих рассуждениях не до конца понимал саму суть данной позиции. Это видно по различию между восторженным отношением к практике и встречающимся снисходительным оценкам теорий, включая научные, его представления об отличии научных теорий от псевдо научных были достаточно поверхностными. При этом он всегда признавал институт науки.
В работе «Лебединая песня» содержится много рассуждений о природосообразности. Может даже сложиться ошибочное впечатление, что данный принцип для него важнее, чем требованием максимизировать свободу личности ребенка. Термин «природосообразность» не очень удачен. Образование представляет социальный, а не природный процесс. А поэтому на природном, способном направить ребенка на неправильный путь. Сам Песталоцци обосновал точку зрения, что природа сделала свое дело, а теперь должен начать работу педагог. Природа предоставляет ему материал для работы, а педагог должен им распорядиться. Суть дела сведена к тому, что природное превращается в символ социального. Иными словами, речь идет не о природосообразности образования, а о его символических функциях, реализуемой на природных материалах. Решающее значение отведено творческому процессу поиска оптимальных путей символизации природного – социальному.
Таким образом, можно сделать вывод, что:
- Песталоцци настаивал на приоритете практики, напрасно принижая значимость научной теории;
- он правомерно настаивал на необходимости учитывать педагогами природных задатков личности детей.