Педагогика достоинства как основа построения образовательной системы
Современные тенденции развития теории воспитании и образования сводятся к поиску идеала построения учебно-воспитательного процесса. Как правило, большинство авторов придерживаются мнения о том, что идеал воспитательного процесса должен опираться на его гуманистическую ориентацию. Гуманистические основы должны пронизывать всю систему образования, охватывая процессы обучения, воспитания и развития подрастающего поколения.
Психолог А. Г. Асмолов, занимающийся исследованиями в области личностного развития, принципов организации учебно-воспитательного процесса, основ построения образовательной деятельности, разработкой теорий индивидуальности личности и психологических аспектов ее развития, является сторонником гуманистического направления педагогики. Он выдвигает идею о том, то в основу современной системы образования должны быть положены три составляющие:
- Педагогика достоинства. Она выступает ведущим китом построения образовательного процесса, за счет того, что ставит личность и ее особенность на приоритетную позицию воспитательной деятельности. Процесс воспитания и обучения должен быть организован, исходя их специфики личностного развития ребенка, с учетом его потребностей и интересов.
- Педагогика сотрудничества. Данная педагогика призвана оказывать помощь педагогике достоинства в развитии ребенка, содействовать его социальному становлению, сорадоваться и сострадать вместе с ребенком, если его личность испытывает потребность в сострадании и поддержке.
- Педагогика развития. Она основана на комплексе теорий культурологической, социологической и психологической направленности. Активно используется при разработке программ дошкольного образования. Она включает в себя культурно-деятельностную идеологию развития подрастающего поколения, основанную на исключении контроля и четкого регламента деятельности ребенка, а открытие ему свободы выбора, свободы развития. Педагогика развития помогает расширить горизонты развития, уходя от контроля, который развивает только беспомощность и апатию у ребенка. Кроме того, контроль в воспитательном процессе приводит к тому, что родители устанавливают над ребенком гиперопеку, либо, ограничивают его деятельность, чтобы он не мешал, не заставлял переживать и нервничать. Такое воспитание не является эффективным. Особенно в современном обществе. Важно, внедрять педагогику развития в организацию образовательной деятельности на всех этапах и уровнях реализации учебно-воспитательного процесса.
Образовательный процесс в современных условиях требуют тщательной организации. Важно, создать условия для того, чтобы он мог полноценно опираться на ведущую его основу – педагогику достоинства.
Основным двигателем прогресса, по мнению А.Г. Асмолова, выступают человеческое достоинство и личностная свобода. К этому необходимо стремиться. Поэтому, воспитательная деятельность должна ставить личность на приоритетную позицию. Ценность личности – основа современного воспитательного процесса.
Воспитание уважения к собственной личности и личностям других людей составляет основу педагогики достоинства.
Асмолов о будущем развитии дошкольного образования
А.Г. Асмолов имеет свой взгляд на развитие идеальной системы воспитания. В первую очередь, он исходит из необходимости такого развития воспитательной деятельности, которая будет удовлетворять потребностям современного общества и идти с ним наравне, а возможно, даже, опережать темпы его развития.
Взгляды Асмолова на воспитание современного ребенка можно выразить следующими положениями:
- Ребенок от рождения имеет определенный потенциал развития. Он не является чистым листом, на котором можно нарисовать все что угодно. У него есть исключительные качества и уникальный резерв развития.
- В ребенке заложена совокупность потенциальных возможностей, которые могут быть раскрыты только в условиях его социального взаимодействия, а особенно, при взаимодействии с важными для него людьми – родными и близкими, педагогами, которые имеют авторитет в его глазах.
- Воспитание ребенка реализуется, как правило, в вопросно-ответной форме. Ребенок развивается и познает окружающее пространство, посредством непрерывной задачи вопросов. В этой связи, эффективность воспитания зависит от способности и желания педагогов слышать вопросы ребенка и отвечать на них.
- Готовность педагогов к реализации продуктивного воспитания, его идеальной системы определяется их готовности саморазвиваться и самосовершенствоваться, изменять себя, не изменяя себе.
- Современная система профессионального педагогического образования требует внедрения новаторства, поскольку стратегия подготовки педагогов сильно устарела. Она уже не отвечает современным требованиям социальной среды и реалиям ее развития.
- Результативность воспитательного процесса, а также обучения детей зависит от мотивации. Мотивированный ребенок всегда будет иметь успех в усвоении образовательной программы. Мотивация способна сделать из любого ребенка одаренного.
- Исключение селекции и повышение мотивации является залогом успеха воспитания и образования.
- Гуманитарный потенциал образования выступает основой продуктивного развития ребенка в современном обществе. Неопределенность является основной тенденцией развития социального пространства. Поэтому, воспитание должно опираться на гуманистические начала, создавая условия для развития, у подрастающего поколения, всеохватывающего, метафорического мышления. Ребенок должен быть подготовлен к неожиданным событиям, нестандартным обстоятельствам, их разрешению.
- Организация воспитания на основе принципа вариативности. Необходимо строить дифференцированные программы обучения и воспитания детей, использовать разные формы и методы социального воспитания, создавать различные типы воспитательных заведений, которые будут удовлетворять потребности и интересы разных возрастных групп детей.