Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Взгляды А. Г. Асмолова на идеал воспитания и на его особенности

Педагогика достоинства как основа построения образовательной системы

Современные тенденции развития теории воспитании и образования сводятся к поиску идеала построения учебно-воспитательного процесса. Как правило, большинство авторов придерживаются мнения о том, что идеал воспитательного процесса должен опираться на его гуманистическую ориентацию. Гуманистические основы должны пронизывать всю систему образования, охватывая процессы обучения, воспитания и развития подрастающего поколения.

Психолог А. Г. Асмолов, занимающийся исследованиями в области личностного развития, принципов организации учебно-воспитательного процесса, основ построения образовательной деятельности, разработкой теорий индивидуальности личности и психологических аспектов ее развития, является сторонником гуманистического направления педагогики. Он выдвигает идею о том, то в основу современной системы образования должны быть положены три составляющие:

  1. Педагогика достоинства. Она выступает ведущим китом построения образовательного процесса, за счет того, что ставит личность и ее особенность на приоритетную позицию воспитательной деятельности. Процесс воспитания и обучения должен быть организован, исходя их специфики личностного развития ребенка, с учетом его потребностей и интересов.
  2. Педагогика сотрудничества. Данная педагогика призвана оказывать помощь педагогике достоинства в развитии ребенка, содействовать его социальному становлению, сорадоваться и сострадать вместе с ребенком, если его личность испытывает потребность в сострадании и поддержке.
  3. Педагогика развития. Она основана на комплексе теорий культурологической, социологической и психологической направленности. Активно используется при разработке программ дошкольного образования. Она включает в себя культурно-деятельностную идеологию развития подрастающего поколения, основанную на исключении контроля и четкого регламента деятельности ребенка, а открытие ему свободы выбора, свободы развития. Педагогика развития помогает расширить горизонты развития, уходя от контроля, который развивает только беспомощность и апатию у ребенка. Кроме того, контроль в воспитательном процессе приводит к тому, что родители устанавливают над ребенком гиперопеку, либо, ограничивают его деятельность, чтобы он не мешал, не заставлял переживать и нервничать. Такое воспитание не является эффективным. Особенно в современном обществе. Важно, внедрять педагогику развития в организацию образовательной деятельности на всех этапах и уровнях реализации учебно-воспитательного процесса.
«Взгляды А. Г. Асмолова на идеал воспитания и на его особенности» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Образовательный процесс в современных условиях требуют тщательной организации. Важно, создать условия для того, чтобы он мог полноценно опираться на ведущую его основу – педагогику достоинства.

Основным двигателем прогресса, по мнению А.Г. Асмолова, выступают человеческое достоинство и личностная свобода. К этому необходимо стремиться. Поэтому, воспитательная деятельность должна ставить личность на приоритетную позицию. Ценность личности – основа современного воспитательного процесса.

Замечание 1

Воспитание уважения к собственной личности и личностям других людей составляет основу педагогики достоинства.

Асмолов о будущем развитии дошкольного образования

А.Г. Асмолов имеет свой взгляд на развитие идеальной системы воспитания. В первую очередь, он исходит из необходимости такого развития воспитательной деятельности, которая будет удовлетворять потребностям современного общества и идти с ним наравне, а возможно, даже, опережать темпы его развития.

Взгляды Асмолова на воспитание современного ребенка можно выразить следующими положениями:

  1. Ребенок от рождения имеет определенный потенциал развития. Он не является чистым листом, на котором можно нарисовать все что угодно. У него есть исключительные качества и уникальный резерв развития.
  2. В ребенке заложена совокупность потенциальных возможностей, которые могут быть раскрыты только в условиях его социального взаимодействия, а особенно, при взаимодействии с важными для него людьми – родными и близкими, педагогами, которые имеют авторитет в его глазах.
  3. Воспитание ребенка реализуется, как правило, в вопросно-ответной форме. Ребенок развивается и познает окружающее пространство, посредством непрерывной задачи вопросов. В этой связи, эффективность воспитания зависит от способности и желания педагогов слышать вопросы ребенка и отвечать на них.
  4. Готовность педагогов к реализации продуктивного воспитания, его идеальной системы определяется их готовности саморазвиваться и самосовершенствоваться, изменять себя, не изменяя себе.
  5. Современная система профессионального педагогического образования требует внедрения новаторства, поскольку стратегия подготовки педагогов сильно устарела. Она уже не отвечает современным требованиям социальной среды и реалиям ее развития.
  6. Результативность воспитательного процесса, а также обучения детей зависит от мотивации. Мотивированный ребенок всегда будет иметь успех в усвоении образовательной программы. Мотивация способна сделать из любого ребенка одаренного.
  7. Исключение селекции и повышение мотивации является залогом успеха воспитания и образования.
  8. Гуманитарный потенциал образования выступает основой продуктивного развития ребенка в современном обществе. Неопределенность является основной тенденцией развития социального пространства. Поэтому, воспитание должно опираться на гуманистические начала, создавая условия для развития, у подрастающего поколения, всеохватывающего, метафорического мышления. Ребенок должен быть подготовлен к неожиданным событиям, нестандартным обстоятельствам, их разрешению.
  9. Организация воспитания на основе принципа вариативности. Необходимо строить дифференцированные программы обучения и воспитания детей, использовать разные формы и методы социального воспитания, создавать различные типы воспитательных заведений, которые будут удовлетворять потребности и интересы разных возрастных групп детей.
Дата последнего обновления статьи: 25.09.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot