Современные кадровый состав ДОУ
В настоящее время дошкольная образовательная организация реализует свою деятельность посредством следующих специалистов, являющихся профессиональными педагогами:
- Воспитатель.
- Помощник воспитателя.
Воспитатель – это педагог, который осуществляет процесс воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста.
Данная профессия появилась еще во времена Древней Греции. В то время, для выполнения воспитательных функций не требовалось специального образования. Воспитателями были рабы, которые присматривали за детьми и занимались организацией их досуга.
Воспитатель – востребованная современная профессия. От него требуется выполнение самых важных и значимых функций – развитие личности ребенка. Деятельность воспитателя ориентирована на осуществление процесса социализации ребенка, формирование у него нравственных качеств, развитие его интеллектуальных способностей. Более того, современному воспитателю необходимы знать основы психологии, чтобы сформировать межличностную систему общения с каждым воспитанником и выстроить свою программу обучения, исходя из чувств, потребностей, желаний, индивидуальных особенностей психофизического развития каждого ребенка.
Воспитатель занимается:
- Организацией жизнедеятельности ребенка в ДОУ.
- Формированием программы воспитания, обучения и развития каждой возрастной группы.
- Выполнением воспитательных и образовательных упражнений.
- Реализацией игровой деятельности.
- Установление системы взаимодействия с родителями воспитанников.
- Проведением родительских собраний.
Помощник воспитателя - это младший воспитатель, деятельность которого сводится к выполнению действий педагогической направленности.
Ранее, в ДОУ существовали няни, которые выполняли только санитарно-гигиенические функции в уходе за детьми. Сейчас, помощник воспитателя реализует следующие направления деятельности:
- Организация условий для пребывания ребенка в ДОУ, отвечающих требованиям соблюдения санитарно-гигиенических норм.
- Соблюдение правил этических и педагогических норм взаимодействия с детьми.
- Создание комфортного эмоционального и психологического микроклимата в ДОУ и каждой возрастной группе.
- Наблюдение за состоянием здоровья детей.
- Оказание гигиенического ухода за детьми.
- Помощь в организации работы воспитателя с детьми.
- Наблюдение за детьми при их самостоятельной работе.
- Развитие гигиенических навыков и общей культуры поведения воспитанников.
- Кормление и укладывание детей спать.
- Сопровождение детей на прогулках.
- Организация приема пищи.
- Организация оздоровительных мероприятий в ДОУ.
Младший воспитатель помогает воспитателю в выполнении им своей функциональной роли. Он участвует во всех направлениях деятельности и мероприятиях, проходящих в ДОУ. Как и сам воспитатель, его помощник является образцом поведения для детей. Поэтому, к его деятельности, внешнему виду и поведенческим реакциям предъявляются такие же требования, как и к воспитателю.
Функциональная роль воспитателя и помощника воспитателя в различных направлениях деятельности ДОУ
Все действия в ДОУ должны реализовываться на высоком педагогическом уровне и быть эффективными для становления детской личности. В этой связи, требуется обязательная согласованность действий между воспитателем и его помощником.
Взрослый человек является примером для подражания дошкольника. От его действий зависит формирование личности ребенка, усвоении им норм социального поведения и взаимодействия. Поэтому, те люди, которые окружают ребенка, должны иметь определенную педагогическую направленность в своем поведении.
Воспитатель и его помощник должны быть примером взаимодействия и согласования своих действий. Помощник воспитателя, также как и сам воспитатель, находится в постоянном контакте с детьми, поэтому его деятельность должна быть ориентирована на личностное развитие каждого воспитанника, формирование у него здоровой психики и моральных принципов поведения.
Совместная деятельность воспитателя и его помощника сводится к следующим направлениям:
- Организация утреннего приема детей в ДОУ.
- Организация прогулки детей.
- Подготовка приема пищи, подготовка ко сну.
- Организация игровой деятельности.
- Организация образования.
- Организация трудовой деятельности.
- Организация самостоятельной деятельности дошкольников.
В каждом направлении деятельности, воспитатель и его помощник выполняют разные функции.
Так, утренний прием детей в ДОУ начинается с уборки помещения, которую проводит помощник воспитателя, и создания благоприятного климатического режима в помещении: оптимальных температуры, влажности воздуха, которые организует воспитатель.
Воспитатель встречает детей, проводит беседы с родителями по различным вопросам поведения их ребенка, успехов/неуспехов деятельности, создает дружественную атмосферу встречи и общения. помощник воспитателя помогает в приеме детей, проводит необходимые гигиенические процедуры и осуществляет присмотр за детьми, пока воспитатель беседует с родителями.
Воспитатель осуществляет подготовку прогулки, планирует мероприятия в ее ходе, а помощник воспитателя помогает собрать детей на прогулку, вывести их и присматривает за ними во время прогулки. После прогулки, воспитатель занимается организацией и руководством самостоятельного времяпрепровождения детьми, а помощник занимается приведением одежды детей в порядок.
Во время приема пищи, воспитатель занимается руководством и распределением трудовых обязанностей по сервировке столов, обучает детей навыкам самостоятельного питания, соблюдения этических норм употребления пищи, а помощник воспитателя накрывает на столы, раскладывает еду по тарелкам, подготавливает детей к приему пищи (мытье рук, одевание фартуков и т. д.).
Воспитатель подготавливает ко сну помещение и самих детей, а младший воспитатель помогает ему в этом. Фактически они выполняют идентичные действия: подготавливают климатические условия помещения для сна, переодевают детей, укладывают их, следят за соблюдением спокойной и комфортной обстановки во время сна.
Игровая, трудовая, образовательная деятельность, реализуется по программам, разработанным воспитателям. Его помощник оказывает ему помощь в организации этих направлений деятельности, контроле процесса и проводит последующую уборку помещения.