Родители играют важную роль в обеспечении условий для развития у детей личностных качеств и навыков, необходимых для достижения успехов в учебной деятельности. Семейная обстановка и взаимоотношения родителей оказывают непосредственное воздействие на успеваемость ребенка в школе. Если в семье имеются различные проблемы, преобладает авторитарный стиль воспитания, опирающийся на диктаторство родителей, то вероятность неуспеваемости ребенка в учебном процессе велика. Только при либеральном стиле воспитания, опирающемся на сочувствие, поддержку, взаимопомощь, дружеское общение, возможно достичь положительных результатов в обучении и воспитании ребенка.
Семья и учебные успехи подростков
Подростковый этап развития личности является довольно сложным. В это время наблюдаются проблемы в различных направлениях деятельности подростка. Это касается и учебного процесса. На успеваемость ребенка оказывают воздействия различные факторы. Семейное воспитание и тип родительского отношения к подростку оказывает решающее воздействие на успеваемость в этот сложный возрастной период.
Семейная обстановка, частота конфликтных ситуаций, выяснений отношений в семье, ее традиции, особенности организации взаимоотношений, совместное времяпрепровождение сильно воздействуют на успеваемость подростков в школе.
Как правило, успехи учащихся в школе обусловлены положительными семейными взаимоотношениями, демократическим стилем воспитания, преобладанием родительской поддержки, заинтересованностью родителей проблемами и делами ребенка, участием родителей в жизнедеятельности ребенка, их любовью и заботой.
Неуспеваемость подростков обусловлено такими показателями семейных взаимоотношений:
- Неполные семьи;
- Высокая частота семейных конфликтов;
- Редкость совместного времяпрепровождения;
- Постоянные выяснения отношений между родителями;
- Асоциальное поведение родителей;
- Отсутствие взаимопонимания между ребенком и родителей;
- Отсутствие семейной этики;
- Неучастие родителей в жизнедеятельности ребенка;
- Некомфортная психологическая атмосфера семьи;
- Проявление безразличия родителей к успехам и неудачам ребенка.
В некоторых семьях преобладают диктаторские отношения родителей. Они выражаются в виде насильственного навязывания своей точки зрения детям, постоянных приказов и необоснованных требований к ребенку. Это вырабатывает агрессию у ребенка. Он стремится противостоять родителям, поступает им назло, стремится насолить им, в том числе и формированием проблем в учебе. Ребенок начинает действовать лицемерно, развивает грубость и ненависть по отношению к родителям, педагогам, сверстникам. Даже, если подростка удается подавить родителям-диктаторам, то его личностные качества могут оказаться подавленными. Самостоятельность ребенка может быть погублена, уничтожено его чувство собственного достоинства, а что самое главное, погублена вера в себя и в свой потенциал.
Кроме того, невозможно причислить гиперопеку над ребенком к положительным факторам воспитания и развития ребенка, а также повышения его успеваемости. Гиперопека оказывает не менее отрицательное влияние на процесс успеваемости подростка, нежели диктаторский стиль воспитания.
Родителям необходимо выбрать тот стиль воспитания, который несет положительный пример для ребенка, а не ведет к уничтожению важных свойств его личности и ее постепенному разрушению.
Типы неправильного воспитания
Воспитание родителей, семейный микроклимат напрямую влияет на успеваемость ребенка в школе. В этой связи, выделяют несколько направлений воспитания, которые отрицательно сказываются на развитии личности ребенка, его обучении.
К типам неправильного воспитания относятся:
- Неприятие. Этот тип воспитания основан на отсутствии родительской любви и заботы по отношению к ребенку. Если ребенок не чувствует от родителей теплого отношения, то он, часто, не видит смысла в достижении успехов в различных областях деятельности, в том числе и в учебе, поскольку, он не услышит слов похвалы и одобрения в свой адрес.
- Гиперопека. Такое воспитание предполагает усиленный контроль родителей жизнедеятельности ребенка. Родители не стремятся учитывать потребности и интересы ребенка, не считаются с его желаниями. Они выполняют свои родительские обязанности строго «по шаблону», не учитывая индивидуальных особенностей функционирования детского организма и специфику личностного развития своего ребенка. У таких детей возникают сложности с саморазвитием и самовыражением. Они являются достаточно дисциплинированными, но не способными к проявлению себя, выражению своего «Я».
- Тревожно-мнительный тип воспитания. В данном случае, родители излишне беспокоятся, а порой, испытывают реальный страх, за жизнь, здоровье и развитие своего ребенка. Тем самым, они лишают ребенка социального развития и взросления. Дети не способны нести ответственность за свои действия и поступки, не отвечают за свои учебные неудачи, не проявляют инициативу в процессе познания.
- Эгоцентризм. Родители видят в ребенке своего кумира, считают его идеалом во всем, независимо от его успехов и неудач. Ребенок не знает отказов, он ни в чем не ограничен. Поэтому, он становится необязательным, безответственным. Что такое дисциплина ему неведомо, поскольку родители поощряют все его действия и поступки. Он не стремится учится, зная, что родители примут его отрицательные учебные успехи с радостью.
При неправильном воспитании, ребенок сталкивается с трудностями в социальной среде. У него нарушают коммуникативные связи, появляются сложности с построением взаимодействия с коллективом одноклассников и педагогами. Кроме того, неправильное воспитание чревато развитием психических и нервных нарушений. Это все сказывается на учебном процессе и его результатах.