Понятие и виды речевых нарушения
Нарушения речи – это разного рода расстройства речевой деятельности, которые препятствуют полноценному речевому общению и социальному взаимодействию.
О наличии речевых нарушений стоит говорить, когда наблюдаются отклонения в функционировании психофизиологических механизмов речи, а также тогда, когда уровень речевого развития не соответствует возрастной норме и речевые недостатки не могут быть преодолен самостоятельно и могут оказывать негативное воздействие на психическое развитие индивида.
Изучает и помогает преодолеть речевые нарушения специальный раздел педагогической науки – логопедия, а также дружественные ей науки медицинского цикла, такие как нейрофизиология, неврология, отоларингология, стоматология и пр.
В современных классификациях нарушения речи рассматриваются с точки зрения этиопатогенеза, а также с позиции расстройств психофизической организации речевой деятельности.
Иными словами, клинико-педагогическая классификация состоит из:
- Нарушений письменной речи (дислексии, алексии, дисграфии и аграфии);
- Нарушений устной речи, которые в свою очередь подразделяются на:
- расстройства фонационного оформления речи – дислалия, дизартрия, ринолалия, брадилалия, тахилалия, заикание, нарушение голоса;
- расстройства структурно-семантического оформления высказывания – алалия, афазия.
Психолого-педагогической классификацией выделены нарушения языковых компонентов речи – ФФН и ОНР, а также нарушение применения языковых средств – заикание, мутизм. Могут отмечаться и сложные комбинированные дефекты – ФФН с заиканием, ОНР с заиканием и др.
Взаимодействие семьи и школы при воспитании детей с речевыми нарушениями
Современные исследования показали, что при целенаправленном включении родителей в единый, совместный с педагогами, воспитательный процесс, развитие и коррекция идут значительно эффективнее. На сегодняшний день отмечена острая необходимость совместной работы педагога с семьями.
Цель совместной работы – активизировать родителей, обратить их внимание на коррекционные и педагогические задачи, которые должны быть реализованы при работе с детьми, делая воспитание ребенка последовательным и эффективным.
Задачи родителей в коррекционной работе предполагают:
- создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;
- проводить целенаправленную и систематическую работу по общему, речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в этом развитии.
Задачи, которые должен поставить перед собой коллектив и логопед, при работе с родителями на протяжении учебного года:
- обеспечить для дошкольников с нарушениями речи комфортные во всех отношениях условия развития, воспитания и обучения, создать среду для психолого-педагогической и речевой поддержки ребенка;
- провести необходимую работу, направленную на профилактику и коррекцию недостатков речевого развития у детей, обеспечить их эффективную общую и речевую подготовку к школе;
- повысить психолого-педагогическую культуру и воспитательную компетентность родителей, побуждать их к сознательной деятельности, направленной на общее и речевое развитие младших школьников в семье;
- выявить характер семейных взаимоотношений и авторитет родителей;
- определить влияние родителей на развитие ребенка и на основании этого координировать воспитательно-образовательную работу семьи и школы;
- оказывать целенаправленное воздействие на родителей, учитывая их подготовленность к воспитанию детей;
- учитывать пожелания родителей и их предложения;
- ознакомить родителей с теми знаниями, которые необходимы, чтобы ребенок успешно обучался в школе.
При работе с семьей используют следующие традиционные и нетрадиционные методы и формы:
- групповые собрания;
- консультации;
- индивидуальные беседы;
- анкетирование;
- наглядная агитация;
- открытое занятие;
- день открытых дверей;
- приглашение родителей на праздники;
- совместное проведение мероприятий;
- закрытые ящики и информационные корзины.
Одним из аспектов этого вопроса является поиск действенных путей сотрудничества, которое необходимо и педагогам, и родителям. Уровень развития ребенка напрямую зависит от атмосферы, создаваемой сознательно, преимущественно взрослыми людьми в семье.
Ожидания и надежды родителей на развитие речи детей обычно связаны только с работой логопеда, но необходимо привлекать и родителей активно участвовать в процессе коррекционной работы, направленной на преодоление речевых дефектов у детей, так как это способствует облегчению работы специалиста и ускоряет успехи ребенка.
В определенной степени родители привыкают к речи своего ребенка и могут не замечать всех ее недостатков, поэтому не помогают ему усвоить правильную речь. Логопеду необходимо помочь родителям правильно организовать такую работу. Нужно познакомить родителей с индивидуальными особенностями каждой стороны речи ребенка и наметить коррекционные мероприятия. Только в таком случае помощь детям будет эффективна, они должны видеть единство требования к их речи – и дома, и в школе, и на занятиях с логопедом. Это можно достичь, если родители будут посещать логопедические занятия и консультации у логопеда.
Всесторонняя воспитательно-образовательная работа, проводимая с родителями, с целью повысить их педагогическую культуру, установить единство воздействия на ребенка – очень полезна. От успеха сотрудничества педагогического коллектива с родителями ребенка с речевыми нарушениями, зависит результат коррекционной работы. Только при тесном контакте с родителями, при повышении их педагогической культуры и собственного педагогического мастерства, можно добиться значительных успехов в коррекции речевых недостатков у ребенка и устранить причины трудностей в обучении.
Участие в образовательно-воспитательном процессе помогает родителям постепенно стать активнее, начать более ответственно относиться к выполнению детьми домашнего задания. Только при тесном контакте в работе логопеда с родителями могут быть устранены речевые нарушения, то есть будет запущен процесс полноценного коррекционного обучения.