Значимость формирования у детей дошкольного возраста представлений о профессиях
Дошкольный возраст – это один из периодов психического развития ребенка, который расположен в диапазоне от 3-х до 7-ми лет.
Профессия – это род трудовой деятельности человека, как правило, являющийся его основным источником существования.
Профессия требует от человека владения конкретными теоретическими знаниями и практическими навыками по выполнению определённого вида работы.
Ребенок дошкольного возраста очень любознательный, думающий, наблюдающий и экспериментирующий, он находится в постоянном процессе познания окружающего мира. Исследуя мир, ребенок открывает для себя что-то новое, особенно дошкольнику интересен мир взрослого человека. Дети дошкольного возраста стремятся не просто исследовать мир, но и включиться в него, принять посильное участие. Именно потому очень важно знакомить детей дошкольного возраста с профессиями, формировать правильное представление о них.
Процесс формирования представлений о профессиях – это обширная деятельность воспитателей ДОУ и родителей.
Значимость ознакомления детей дошкольного возраста с профессиями заключается в том, что дети удовлетворяют свое любопытство, знакомятся с миром взрослых. Использованием разнообразных методов, средств и форм позволяет им «примерить» на себе профессию. Особенно если группа ДОУ оснащена различной профессиональной атрибутикой. Например, халат доктора, фонендоскоп, колпак и фартук повара и т.д.
Формирование представлений о профессиях необходимо начинать с раннего дошкольного возраста, посредством использования сказок, через общение, использую информацию со СМИ и т.д. Такое знакомство необходимо не только для того, чтобы дети имели представления о профессиях и их значимости, но и с целью формирования уважительного отношения к трудовой деятельности. Именно ознакомление с трудовой деятельностью имеет первостепенное значение в формировании первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества.
Условия успешного взаимодействия семьи и ДОУ в формировании представлений о профессиях у дошкольников
В основе усвоения смысла профессий и их значимости для общества заложен социальный опыт ребенка дошкольного возраста. Социальный опыт ребенок получает как в семье, так и во время нахождения в ДОУ. Именно поэтому очень важно объединить усилия воспитателей и родителей в формировании представлений о профессиях у дошкольников.
Находясь в ДОУ, дошкольники знакомятся с профессиями воспитателя, повара, дворника и т.д. В семье они имеют возможность ознакомиться с профессиями родителей, увидеть какую работу они выполняют по дому и т.д. При взаимодействии детского сада и семьи все эти знания можно объединить и значительно углубить. Осуществляется это в организованных сюжетных и дидактических играх, во время экскурсий, наблюдений, НОД и т.д. Важным в этой работе является опора на принципы наглядности, доступности и учета возрастных особенностей.
Для того, чтобы взаимодействие семьи и ДОУ в вопросах формирования у детей дошкольного возраста представлений о профессиях, было успешно, необходимо соблюдать ряд условий:
- Воспитатели и родители должны внимательно выслушивать вопросы детей о профессиях и стараться отвечать на них подробно и понятно.
- Воспитательная работа, организуемая в ДОУ и семье, должна быть комплексной и включать в себя формирование у детей интереса к профессиям, их значимости в жизни общества.
- Стремится развивать у детей всеми возможными способами интерес к окружающей действительности.
- Осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку, основанному на учете его интереса к определенной профессиональной сфере.
Использование в работе с детьми разнообразных методов, средств, форм и приемов, их сочетание.
Формы взаимодействия семьи и ДОУ в формировании представлений о профессиях у дошкольников
При осуществлении организованной работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с профессиями, используются следующие формы работы:
- Непосредственная образовательная деятельность в ДОУ.
- Организованная совместная деятельность взрослого и ребенка. Например, в ДОУ это может быть помощь няни в накрывании столов, помощь воспитателю в подготовке к занятию. В семье, это помощь родителям в выполнении домашней работе, совместная работа на огороде ил цветнике.
- Самостоятельная деятельность ребенка. Например, в ДОУ – это выполнение обязанностей дежурного, поручения воспитателя и т.д. В семье – это могут быть обязанности ребенка, которые он выполняет самостоятельно без напоминаний со стороны взрослого.
- Познавательно-исследовательская и проектная деятельность, в которой могут принимать участие родители и воспитатели (совместная деятельность ребенка и взрослого).
- Организованное наблюдение за трудом взрослых. В процессе взаимодействия семьи и ДОУ, родители могут способствовать в организации экскурсий на место работы, с целью непосредственного ознакомления с профессиями.
- Коммуникативная деятельность – обсуждение, беседы, рассказы и т.д. Может быть организована совместно с родителями и воспитателями в рамках различных мероприятий.
- Чтение художественной литературы и художественно-творческой деятельности.
- Организованная игровая деятельность и разнообразные игры (дидактические, сюжетно-ролевые и т.д.).
- Моделирование.
- Целевые экскурсии, прогулки и культурно-досуговая деятельность, встречи с людьми с интересными профессиями.
Наиболее действенные способы формирования представлений о профессиях у детей дошкольного возраста являются наблюдения за трудовым процессом, экскурсии, беседы и встречи с представителями профессий, которые обеспечивают наибольшую отчетливость представлений, максимальную действенность приобретаемых детьми познаний. Однако, наглядное восприятие требует интерпретации. В процессе дальнейших бесед, посредством рассказов воспитателя и родителя уточняются, закрепляются, дополняются сведения, полученные во время наблюдений.