Значение культурно-гигиенических навыков в жизнедеятельности человека
Культурно-гигиенические навыки – это знание основ гигиены, владение навыками ухода за собой, употребления пищи, поддержания порядка в собственной деятельности и в окружающем пространстве, а также владением навыками межличностного взаимодействия.
Данный навыки имеют ярко выраженную социальную ориентацию. Они начинают формироваться с раннего возраста и отражают вхождение ребенка в социальную среду, в мир взрослых, знакомство с его правилами и основами функционирования.
Владение культурно-гигиеническими навыками является составным компонентом овладения правилами социального поведения.
Роль освоения данных навыков в младшем дошкольном возрасте велика. Ее можно охарактеризовать следующими положениями:
- Формирование волевых качеств личности в ходе усвоения норм поведения. Дети учатся быть организованными, целеориентированными, выносливыми, терпимыми. Формируется дисциплинированность;
- Развитие мотивационной сферы ребенка, за счет формирования навыков деятельности, уверенности в своих силах и возможностях;
- Развитие моторных функций организма. Особенно это касается мелкой моторики рук, которая отвечает за речевое развитие, активно развивающееся в младшем школьном возрасте;
- Воспитание верного поведения в быту и обществе за счет усвоения основ ухода за собой, правил питания и соблюдения чистоты;
- Заложение предпосылок трудового воспитания и развития. Учась самообслуживанию, ребенок учится совершать разные трудовые операции, соблюдать их последовательность, нести за них ответственность, познает цену труда, что развивает предпосылки уважительного отношения к данной деятельности, воспитывает трудолюбие;
- Воспитание основ эстетического вкуса. Познание опрятности, красоты, чистоты учит ребенка оценивать свой внешний вид, выглядеть эстетично, чтобы быть приятным для восприятия окружающими;
- Зарождение основ самооценки. Она формируется за счет выработки критического взгляда на себя, свой облик, свой внешний вид.
Таким образом, формирование культурно-гигиенических навыков в младшем дошкольном возрасте оказывает воздействие на все стороны личности в период их сензитивного развития.
Методика диагностирования уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников
Оценка уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников реализуется посредством применения комплекса мероприятий, ориентированных на исследование уровня владения детьми навыков ухода за собой, соблюдения культуры питания, организации собственной жизнедеятельности.
Методика диагностирования включает в себя следующие направления исследования:
- Оценка уровня развития навыков соблюдения правил личной гигиены. Оценивается умение мыть руки, умываться, пользоваться мылом, полотенцем, расческой, соблюдения последовательности действий.
- Оценка уровня развития навыков правильного питания. В этом случае исследуется умения пользоваться столовыми приборами, соблюдать чистоту в ходе употребления пищи, желать приятного аппетита и благодарить за накрытый стол после завершения питания, убирать за собой.
- Оценка развитости навыков снимания и одевания одежды. Происходит исследование умений расстегивания пуговиц, шнурования обуви, завязывания узлов, снятия разных видов одежды, ее аккуратного развешивания, снятия и надевания одежды и обуви с соблюдением последовательности.
- Оценка уровня развития культурно-гигиенических навыков родителей. Для этого применяются методы анкетирования, бесед и опросов. Выявить культурно-гигиеническое развитие родителей очень важно, ведь они демонстрируют ребенку пример поведения. если нормы гигиены не соблюдаются в семье, то они не будут и сформированы у ребенка младшего дошкольного возраста.
Исследование проводится на основании наблюдения за поведением детей в течение определенного временного промежутка. Это может быть пара-тройка дней или неделя нахождения в ДОУ. Все данные наблюдения записывается с учетом всех деталей, всех особенностей поведения младшими дошкольниками.
Статистика проведенных диагностических исследований свидетельствует о начале становления навыков гигиены и самообслуживания в данный возрастной период. Дети еще не способны к полноценному самообслуживанию и уходу за собой. Без помощи взрослого им трудно самостоятельно одеться, покушать.
Привычка уборки за собой формируется в семье. Если она не была развита с раннего возраста, то необходимо уделить внимание ее формированию в младшем дошкольном возрасте.
Условия развития культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников
Продуктивное становление культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста реализуется в опоре на следующие условия:
- Подбор соответствующего оборудование для данной возрастной категории. Вся мебель, оборудование туалетной комнаты, посуда должны соответствовать росту детей, быть доступными в применении.
- Регулярность выполнения всех операций по уходу за собой с соблюдением правил и норм, а также с сохранение первоначально продемонстрированной последовательности операций. Это способствует формированию устойчивых стереотипов.
- Неизменность характера действий дошкольников в упражнениях на закрепление разнородных культурно-гигиенических навыков.
- Индивидуальный подход к каждому воспитаннику, позволяющий учесть уровень его восприятия информации, интеллектуальное развитие, особенности функционирования психических процессов и наличие опыта соблюдения норм гигиены в домашних условиях.
- Периодическая реализация нестандартных ситуаций, требующих применения усвоенных культурно-гигиенических навыков.
- Соблюдение взрослыми: педагогами и родителями норм гигиены, правил поведения и питания, демонстрирующим детям пример регулярного соблюдения правил гигиены.
Чтобы гигиенические нормы стали устойчивыми привычками поведения, требуется создание определенных условий нахождения ребенка: соблюдение чистоты помещения, демонстрация личного примера поведения. Также, регулярно используются произведения художественной литературы, рассматривающие различные бытовые ситуации, отражающие культурное поведение, правила питания и ухода за собой и применяются игровые приемы в качестве упражнений на отработку операций по уходу за собой.