Роль социального педагога
В современном мире в работе социальных структур разной направленности определены виды социальной работы, которой занимается социальный педагог:
- оказание материальной помощи;
- организация социальной заботы;
- влияние на человека.
В связи с таким широким спектром обязанностей социальному педагогу необходимо обладать знаниями в области социального воспитания, педагогики семьи, личности ребенка, владеть методами общения с ребенком и воздействия на него, знать специфику работы с трудными подростками.
В отличии от учителя, который работает чаще с группой, социальный педагог в основном работает с отдельным человеком, ребенком или подростком.
Основная задача социального педагога заключается в социальной защите ребенка, оказании ему социальной, медицинской помощи, организации его обучения, помощи в реабилитации и адаптации в обществе. Для успешного решения данных задач социальный педагог должен изучить ребенка и его состояние, уровень кризиса в котором тот пребывает, и спланировать пути его преодоления.
Часто педагог должен поддержать духовно ребенка, научить свыкнуться с бедой, вселить веру в ребенка и убедить его, что все жизни можно изменить. Для этого необходимо, чтобы социальный педагог был профессионально подготовлен, образован для ведения учебной и воспитательной работы. Соответственно, он должен обладать определенным уровнем педагогического мастерства. Педагогическое мастерство зависит в большей степени от личных качеств педагога, но также от его умений и знаний.
Социальный педагог должен обладь следующими профессиональными знаниями:
- педагогика и психология;
- методика воспитательной работы;
- физиология развития ребенка.
Эти знания требуются для изучения ребенка, проведения анализа его поведения и поступков, особенностей его общения, его совместимости с другими детьми.
Социальному педагогу необходимо уметь организовать сотрудничество и деятельность детей, владеть педагогическими технологиями, то есть приемами и умениями влияния на воспитанников. Он должен владеть приемами артистизма, владения речью и дыханием, мимикой и жестами, находить для беседы тон и язык, который будет понятен разным категориям людей. В то же время важно владеть навыками самоанализа, самоконтроля, самонаблюдения, умением сдерживать свои эмоциональные порывы.
Социальному педагогу необходимо особое внимание обратить на технику и культуру речи. Культура речи выражается не только в точном, но и доходчивом, уместном выражении мыслей.
Социальный педагог должен также владеть организаторскими способностями, быстро принимать решения, быстро организовывать реабилитационную работу.
Социальный педагог должен найти правильный подход к каждому ребенку: застенчивому и озорному, ленивому и безразличному. Он всегда должен помнить, что любое слово педагога в жизни ребенка играет огромную роль. Существуют определенные требования к процессу общения социального педагога и ребенка:
- доверительность;
- умение слушать ребенка;
- деловой контакт;
- взаимопонимание;
- деловой контакт;
- способность перейти от воздействия к взаимодействию.
Правила для социального педагога
Учитывая особую важность педагогического общения, социальному педагогу следует соблюдать определенные правила:
- думать об отношениях с детьми и выстраивать их;
- исходить не только из педагогических задач и целей, а учитывать интересы ребенка;
- речь обращать на конкретного ребенка или группу;
- необходимо изучать ребенка;
- нельзя строить отношения «сверху вниз»;
- необходимо понять психологическую атмосферу детского коллектива;
- слушать и слышать детей;
- стремится в процессе общения ощущать их настроение;
- убеждая ребенка в его ошибках необходимо быть очень тактичным;
- проявлять инициативу в общении;
- избегать штампов в манере вести себя с детьми;
- необходимо преодолевать свое отрицательное отношение к некоторым детям;
- критика бесполезна, если отсутствует конструктивное начало;
- как можно чаще улыбайтесь детям;
- как можно чаще произносить слова одобрения, похвалы и поощрения.
Вероятно, самым важным качеством социального педагога является доброта. Он часто сталкивается с детским горем. Ребенок должен верить ему, иначе педагог ничего для него не сможет сделать.