Понятие нарушения опорно-двигательного аппарата
Детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (ОДА) отличает наличие двигательного дефекта (характеризуется задержкой формирования, недоразвитием, нарушением или частичной утратой двигательной функции). Часть детей рассматриваемого контингента не имеют нарушений познавательной деятельности, поэтому им не требуется специально-организованное обучение и воспитание. Абсолютно всем детям с нарушением ОДА необходимы особые условия жизни, обучения, организованная последующая трудовая деятельность.
Большая часть детей с нарушением ОДА представлена детьми с церебральным параличом (ДЦП) – данное заболевание относится к заболеваниям нервной системы, часто ведёт к инвалидности. Причиной ДЦП является недоразвитие или повреждение мозга на этапе раннего развития. Двигательные нарушения у детей с ДЦП часто представлены сочетанием с нарушением психического развития, нарушением речевого развития, могут быть нарушены функции зрения или слуха. В связи с этим детям необходима лечебная, психолого-педагогическая, социальная помощь.
Виды нарушений ОДА
В современной литературе выделены основные виды нарушений ОДА у детей: к заболеваниям нервной системы относятся ДЦП и полиомиелит; к врождённым патологиям ОДА относится: наличие врождённого вывиха бедра, врождённая кривошея, наличие косолапости и других деформаций стоп, нарушение в развитии позвоночника, различные недоразвития и дефекты конечностей, аномалия в развитии пальцев кисти, врождённые уродства (артрогрипоз).
Причины нарушений ОДА
Можно выделить две большие группы причин, способствующих нарушениям ОДА.
- Наличие внутриутробных патологий (наличие инфекционных заболеваний у матери – микробных, вирусных, соматические заболевания матери, токсикоз, травма, ушиб плода, несовместимость по резус-фактору, интоксикация).
- Действие патологических факторов (нейроинфекция, травма, ушиб головы, осложнения после прививок).
Сочетание внутриутробных патологий и родовой травмы в современной литературе признаётся частой причиной ДЦП.
Коррекционно-развивающая работа с детьми с ДЦП
Специфика отклонений в психическом и физическом развитии детей с ДЦП ведут к необходимости организации коррекционно-развивающей работы.
Основным направлением работы с детьми с ДЦП является формирование двигательных функций. Для реализации данного направления работы используется комплексное воздействие, включающее использование лечения (медикаментозного, физиотерапевтического, ортопедического), кроме того, применяется массаж, лечебная физкультура, которые взаимосвязаны с физической культурой, трудом, развитием движений в режимных моментах.
Гиперкинезы речевой мускулатуры способствуют грубому искажению речи, иногда она малопонятна, а иногда и совсем невозможна. Гиперкинезы мышц диафрагмы и межрёберных мышц ведут к нарушениям дыхания, плавности речи, иногда появляются насильственные выкрики и стоны. Проводится систематическая логопедическая работа, которая направлена на развитие всех сторон речи.
Основными направлениями работы с детьми с ДЦП являются: моторное развитие, речевое развитие, формирование коммуникативного поведения, при этом организация коррекционно-развивающей работы дифференцируется с учётом тяжести заболевания и возрастного развития ребёнка.
Коррекционно-развивающая работа начинается в раннем детстве, на данном этапе организуется ощупывание предметов руками, в предварительной работе проводится массаж кистей и кончиков пальцев.
Предметно-практическая деятельность под руководством взрослого способствует закреплению связей между словом, предметом и действием. Особое значение имеет обучение детей игровым действиям, привитию элементарных навыков самообслуживания.