Понятие нарушения интеллекта
Под нарушением интеллекта понимается наличие стойкого, необратимого нарушения познавательной деятельности в результате органического поражения головного мозга.
При диагностическом обследовании учёту подлежат именно эти признаки – наличие стойкого, необратимого нарушения познавательной деятельности вследствие поражения головного мозга. Основной педагогический критерий для отграничения нарушения интеллекта – низкая обучаемость детей.
Причины нарушения интеллекта
В современной литературе выделены эндогенные и экзогенные причины нарушения интеллекта.
Эндогенные причины:
- изменение структуры хромосомы или количества хромосом (оказывает влияние различные виды излучений, действие отравляющих химических веществ, лекарственных препаратов, наличие вирусных инфекций);
- генная мутация.
Экзогенные причины:
- перинатальные (наличие инфекций, интоксикаций, травм при внутриутробном развитии);
- родовая травма и асфиксии;
- постнатальные (инфекционные, интоксикационные, травматические заболевания головного мозга, нарушенное питание – действие оказывается в период раннего детства).
Признаки нарушения интеллекта
Диффузное поражение мозга способствует нарушению высшей нервной деятельности. В структуре дефекта выделяется наличие первичного дефекта (непосредственное влияние заболевания мозга), а также вторичный дефект (к примеру, недоразвитие эмоционально-волевой сферы).
Типичными чертами нарушения интеллекта являются:
- органическое поражение головного мозга;
- нарушение познавательной деятельности;
- наличие устойчивости нарушения познавательной деятельности.
Классификация
В международной классификации болезней 10 пересмотра (МКБ-10) выделено четыре степени нарушения интеллекта:
- лёгкая степень (IQ — 40 — 69);
- умеренная (IQ — 35 — 49);
- тяжёлая (IQ — 20 — 34);
- глубокая (IQ ниже 20).
Коррекционно-развивающая работа
Для детей с нарушением интеллекта характерны: замедленность и суженность восприятия, нарушение активного внимания замедленность и непрочность запоминания, бедность словарного запаса, неточное использование слов, использование неразвёрнутых фраз, дефекты в звукопроизношении.
С детьми с нарушением интеллекта организуется специальная коррекционно-развивающая работа, направленная на усвоение детьми элементарных форм коммуникации, овладение элементарными навыками (трудовые и социальные), развитие познавательной деятельности, психических процессов (восприятие, память, мышление, речь, внимание), развитие нравственной и эмоциональной сферы.
Планированием и проведением специальной коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением интеллекта занимается олигофренопедагог. Основными направлениями работы олигофренопедагога являются:
- обеспечение сенсорного развития детей;
- развитие познавательной деятельности;
- развитие ориентировочных действий;
- организация целенаправленных действий с предметами;
- содействие формированию познавательных мотивов;
- развитие мелкой моторики;
- развитие речи.
Кроме олигофренопедагога, работу с детьми с нарушением интеллекта проводит логопед, который занимается развитием правильного звукопроизношения, развитием и активизацией словаря, формированием лексико-грамматического строя речи, развитием связной речи.
В отношении детей данного контингента важным является обеспечение взаимодействия специалистов, поэтому к работе логопеда и олигофренопедагога подключаются воспитатели, музыкальные руководители, инструкторы по физической подготовке, также в работе прямое участие принимают родители.
В условиях специальных коррекционных образовательных учреждениях систематически проводятся подгрупповые, индивидуальные занятия с использованием различных методов – показ, объяснение, разъяснение, широко используется наглядность, разного вида игры (дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные, строительные и т.д.), пальчиковая гимнастика, позволяющие развивать мелкую и общую моторику, внимание, представления о цвете, форме, величине, практическую ориентировку в разных свойствах предметов, развивать наглядно-образное и словесно-логическое мышление детей.