Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Дети с нарушением интеллекта

Понятие нарушения интеллекта

Определение 1

Под нарушением интеллекта понимается наличие стойкого, необратимого нарушения познавательной деятельности в результате органического поражения головного мозга.

При диагностическом обследовании учёту подлежат именно эти признаки – наличие стойкого, необратимого нарушения познавательной деятельности вследствие поражения головного мозга. Основной педагогический критерий для отграничения нарушения интеллекта – низкая обучаемость детей.

Причины нарушения интеллекта

В современной литературе выделены эндогенные и экзогенные причины нарушения интеллекта.

Эндогенные причины:

  • изменение структуры хромосомы или количества хромосом (оказывает влияние различные виды излучений, действие отравляющих химических веществ, лекарственных препаратов, наличие вирусных инфекций);
  • генная мутация.

Экзогенные причины:

  • перинатальные (наличие инфекций, интоксикаций, травм при внутриутробном развитии);
  • родовая травма и асфиксии;
  • постнатальные (инфекционные, интоксикационные, травматические заболевания головного мозга, нарушенное питание – действие оказывается в период раннего детства).

Признаки нарушения интеллекта

Диффузное поражение мозга способствует нарушению высшей нервной деятельности. В структуре дефекта выделяется наличие первичного дефекта (непосредственное влияние заболевания мозга), а также вторичный дефект (к примеру, недоразвитие эмоционально-волевой сферы).

Типичными чертами нарушения интеллекта являются:

  • органическое поражение головного мозга;
  • нарушение познавательной деятельности;
  • наличие устойчивости нарушения познавательной деятельности.

Классификация

В международной классификации болезней 10 пересмотра (МКБ-10) выделено четыре степени нарушения интеллекта:

  • лёгкая степень (IQ — 40 — 69);
  • умеренная (IQ — 35 — 49);
  • тяжёлая (IQ — 20 — 34);
  • глубокая (IQ ниже 20).

Коррекционно-развивающая работа

«Дети с нарушением интеллекта» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Для детей с нарушением интеллекта характерны: замедленность и суженность восприятия, нарушение активного внимания замедленность и непрочность запоминания, бедность словарного запаса, неточное использование слов, использование неразвёрнутых фраз, дефекты в звукопроизношении.

С детьми с нарушением интеллекта организуется специальная коррекционно-развивающая работа, направленная на усвоение детьми элементарных форм коммуникации, овладение элементарными навыками (трудовые и социальные), развитие познавательной деятельности, психических процессов (восприятие, память, мышление, речь, внимание), развитие нравственной и эмоциональной сферы.

Планированием и проведением специальной коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением интеллекта занимается олигофренопедагог. Основными направлениями работы олигофренопедагога являются:

  • обеспечение сенсорного развития детей;
  • развитие познавательной деятельности;
  • развитие ориентировочных действий;
  • организация целенаправленных действий с предметами;
  • содействие формированию познавательных мотивов;
  • развитие мелкой моторики;
  • развитие речи.

Кроме олигофренопедагога, работу с детьми с нарушением интеллекта проводит логопед, который занимается развитием правильного звукопроизношения, развитием и активизацией словаря, формированием лексико-грамматического строя речи, развитием связной речи.

Замечание 1

В отношении детей данного контингента важным является обеспечение взаимодействия специалистов, поэтому к работе логопеда и олигофренопедагога подключаются воспитатели, музыкальные руководители, инструкторы по физической подготовке, также в работе прямое участие принимают родители.

В условиях специальных коррекционных образовательных учреждениях систематически проводятся подгрупповые, индивидуальные занятия с использованием различных методов – показ, объяснение, разъяснение, широко используется наглядность, разного вида игры (дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные, строительные и т.д.), пальчиковая гимнастика, позволяющие развивать мелкую и общую моторику, внимание, представления о цвете, форме, величине, практическую ориентировку в разных свойствах предметов, развивать наглядно-образное и словесно-логическое мышление детей.

Дата последнего обновления статьи: 28.04.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot