Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Развитие игровой деятельности у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта

Особенности игровой деятельности ребенка с нарушением интеллекта

Определение 1

Нарушение интеллекта – это отклонение от нормального развития, проявляющееся в нарушении функционирования познавательной сферы из-за поражений головного мозга.

Если у ребенка имеются интеллектуальные отклонения в развитии, то это говорит о том, что все сферы его психики оказываются пораженными: сенсорные функции, память, моторика, эмоциональная сфера, интеллект. Все это приводит к искаженному восприятию, детьми с нарушениями интеллекта, окружающего пространства, снижению познавательной заинтересованности, искажению самооценки.

Все эти недостатки оказывают воздействие на развитие игровой деятельности детей. В этой связи, игровая деятельность дошкольника с нарушением интеллекта обладает рядом особенностей, которые важно учитывать при ее развитии. К ним относятся:

  1. Замедленное развитие игровых навыков.
  2. Ведущей причиной медленного развития игровой деятельности ребенка с интеллектуальными отклонениями является недоразвитие интегративной работы коры головного мозга, которая тормозит развитие большинства процессов организма.
  3. Закрытость общения ребенка. Как правило, детей с умственными отклонениями содержат в заведениях закрытого типа и они не получают достаточного представления об устройстве и функционировании окружающей среды, общаются только с узким кругом людей. Это приводит к искаженному восприятию окружающего мира, которое усугубляется, имеющимся интеллектуальным нарушением.
  4. Отсутствие понимания о назначении игрушек. Дети с интеллектуальными нарушениями не понимают смыслового назначения игрушек, поэтому, не разграничивают их по функциям, а только совершают с ними простые манипуляции.
  5. Отсутствие адекватных игровых действий.
  6. Отсутствие игрового сюжета.
  7. Желание совершать одни и те же игровые действия, что делает игры однообразными.
  8. Краткая продолжительность игры.
  9. Низкий уровень игровой активности. Ребенок с интеллектуальными нарушениями любит простые игры, с малым количеством действий, являющихся простейшими манипуляциями.
  10. Кратковременный интерес к игрушкам. Ребенку трудно сосредоточить внимание на какой-либо игрушке. Поэтому, привязанность к игрушкам у таких детей отсутствует.
  11. Отсутствие содержания в игровых действиях.
  12. Стремление играть самостоятельно и обособленно от остальных.
  13. Неустойчивый интерес к игровому процессу.
  14. Отсутствие потребности в игровой деятельности.
  15. Выполнение игровых операций без речевого сопровождения.
«Развитие игровой деятельности у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Все эти особенности свидетельствуют о том, что игровую деятельность дошкольника с интеллектуальными отклонениями необходимо развивать. Иначе, к концу дошкольного возраста, она так и не оформится, а будет представлена предметными манипуляциями.

Основные направления работы по развитию игровой деятельности дошкольников с интеллектуальными нарушениями

Работа по развитию игровой деятельности детей с нарушениями интеллекта, активизация их игрового потенциала производится по следующим направлениям:

  1. Активная деятельность при знакомстве с окружающим миром и его устройством. Ребенку с интеллектуальными отклонениями проблематично проецировать реальные жизненные ситуации в игровую деятельность. И вообще, его представления о мире первоначально необходимо расширить, чтобы было, что моделировать в игру. Для этого организуются экскурсии, походы с детьми, проводятся специальные коррекционные занятия. После, начинается демонстрация ребенку игрового процесса. Педагог вступает в игру вместе с детьми и показывает, как моделировать игровой процесс, делать импровизации и т.д.
  2. Использование обучающих игр. Такие игры необходимы для того, чтобы научить ребенка совершению игровых действий. Ребенок учится построению игрового действия и цепочки игровых операций на основании следующих приемов: словесная инструкция педагога; демонстрация личного примера, как образца действия; подражание, совместное совершение действий со взрослым. обучающие игры должны отвечать возрастному этапу развития ребенка и его индивидуальным особенностям развития. В частности, степени развития интеллектуального нарушения и особенностям его проявления. Игра должна быть организована так, чтобы увлечь ребенка и полностью погрузить его в игровой процесс.
  3. Создание предметно-игрового пространства. Наличие игрушек стимулирует ребенка с нарушениями интеллекта к совершению с ними каких-либо операций. Важно, продемонстрировать ребенку действия, которые можно совершать с той или иной игрушкой. Ребенку нужно показывать все возможные действия, обыгрывая каждую новую игру. Иначе, интеллектуальные нарушения приводят к тому, что он зациклиться только на одной операции и будет ее повторять с одной и той же игрушкой. Интеллектуальные особенности развития детей приводят к тому, что техника совершения той или иной операции с игрушкой не всегда легко и быстро осваивается ребенка. Обучение требует многократных повторений и тренировок. Но его положительные итоги позволяют развить у ребенка навыки использования игрушек, освоить способы их замещения.
  4. Построение взаимодействия между ребенком и взрослым в игровом процессе. Взрослый помогает организовать игровой процесс, направляет и контролирует ход игры. Кроме того, он учит ребенка навыкам социального взаимодействия и эмоциональному восприятию игрового действия. Поэтому важно, сформировать положительный эмоциональный контакт с ребенком в ходе игрового процесса.
  5. Связь работы воспитателя и специального педагога – дефектолога. Постепенно, игровой сюжет усложняется и видоизменяется. Для этого, требуется слаженная работа специалистов дошкольной организации. Дефектолог проектирует сюжет игры, а воспитатель воплощает его на практике, развивая навыки совершения предметных действий у ребенка. Игра становится средством обучения и развития ребенка с интеллектуальными нарушениями.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 11.11.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot